Главная » Анализы детей

Звуковой анализ слова ребенок

В звуковом анализе следует перейти к более сложным заданиям: к разбору сначала четырехзвуковых, а затем пятизвуковых слов. Сначала давайте детям для анализа слова без стечения согласных и гласных звуков: луна, рыба, лиса, сани, гуси. Затем постепенно усложняйте задания: сахар, волк, куст, аист, паук.
Способ проведения звукового анализа остается тем же, но ребенку с каждым занятием требуется все меньше усилий для его проведения. Он постепенно перестает прибегать к подчеркнутому произнесению звуков; кажется, что ребенок просто называет звуки слова один за другим. Но это только кажется.

Вот вы предложили ребенку назвать звуки в слове волк. Первый звук — в — малыш ставит фишку в схему звукового состава слова; второй звук — к — заполняется фишкой вторая клеточка. Малыш озадаченно смотрит на схему: как же так? Четыре клеточки, а он поставил всего две фишки и уже назвал последний звук в слове волкк. Он начинает работать сначала и теперь уже пользуется известными ему способами — ведет указкой по схеме и подчеркивает интонацией: «Воо-олк — второй звук о, вол-л-л-лк — третий звук л.
Вы увидите, что даже тогда, когда ваш ребенок легко будет анализировать многие слова, все равно в случаях затруднений он будет прибегать к такого рода «прочитыванию» слова по схеме.
Как долго ребенок должен пользоваться схемой звукового состава слова? Когда вы увидите, что ребенок свободно проводит звуковой анализ 4—5-звуковых слов, уберите схему. Предложите ребенку выложить фишки перед собой прямо на столе. Но следите за тем, чтобы, выкладывая фишки на столе, дети постоянно проверяли себя, «прочитывая» слово с указкой так, как мы учили их вначале. Такое «чтение» с указкой и с интонационным выделением у детей сохраняется очень долго. Оно — основа будущего грамотного письма, основа того, что ребенок не будет пропускать при письме отдельные буквы.
Занимаясь с ребенком, помните, что он маленький, что он хочет играть, и вводите в такое серьезное дело, как обучение грамоте, как можно больше игр. Ведь одно и то же задание можно дать и в скучной, и в интересной для малыша форме!
Если вы строгим голосом, заранее недовольные возможной неудачей ребенка, потребуете: «Назови мне слова, в которых есть звук с», — пятилетнему человеку не очень захочется заниматься таким скучным делом. А если вы предложите ему сделать то же самое, но превратите задание в игру, в соревнование («Давай посмотрим, кто больше назовет слов со звуком с»), да если еще за каждое верно названное слово участники игры будут получать хотя бы фигурку из мозаики (чтобы потом можно было посчитать, кто же выиграл), вы увидите, с каким энтузиазмом и радостью будет играть ваш малыш в такие речевые игры.
По мере овладения новыми знаниями и умениями вы можете все больше усложнять эти игры. Например, предложите называть слова, состоящие из трех звуков, сначала любых. Тут можно назвать и слово жук, и слово ухо. А потом — только такие трехзвуковые слова, в которых в середине гласный звук. Дальше правило еще больше усложняется: первый звук — твердый согласный, второй — гласный, третий — твердый согласный. Условия игры можно изменять без конца. Трудно? Попробуйте, и вы убедитесь, что ребенок, обученный в соответствии с предлагаемой программой, делает это не только легко, но с огромным удовольствием. И особенно радует малышей то, что очень скоро играющий с ними взрослый начинает в подобных речевых играх проигрывать!

Вот какие слова назвали пятилетние дети, когда было предложено такое задание-игра: назови слово из трех звуков, чтобы первый звук был твердый согласный, второй — гласный, а третий — мягкий согласный: мать, дочь, пыль, моль, жаль, шаль, май, дай, мой, рой, шить, боль, пой, жуй, путь, мыть, рыть, дать, роль, лань, рань, конь, корь, соль, лось, рысь, жарь, дуть, жить, руль, ноль, мазь. Согласитесь, далеко не каждый взрослый может выполнить задание с таким блеском!
Для того чтобы ребенку было легче, чтобы он мог контролировать себя, выкладывайте перед ним фишки в соответствии с игровым правилом. Скажем, в приведенной выше игре перед детьми стояли синяя, красная и зеленая фишки. Вначале малыш, называя слово, обязательно должен проверить, соответствует ли оно заданию. Для этого он медленно произносит слово, ведя пальцем по фишкам. Очень скоро нужда в этом пропадает, ребенок все реже проверяет себя таким образом, но фишки в качестве ориентира пусть всегда перед ним стоят.
Эту игру можно провести по-иному, превратив ее в загадку: взрослый выкладывает перед ребенком фишки — синюю, красную, зеленую, синюю, красную — и говорит: «Я задумал слово, угадай какое». Сначала малыш начинает просто называть слова в соответствии с поставленными фишками: майка, почта, танка и т. д. Но очень скоро убеждается, что так не угадаешь. Научите его, как нужно задавать вопросы, чтобы быстрее угадать.

Ребенок смотрит на фишку и угадывает: пальто. Потом можно поменяться ролями, загадку загадывает ребенок. Эти игры-загадки очень скоро становятся любимыми играми детей. Правда, надо отметить, что лучше играют в них дети постарше: 5,5—6 лет.

При использовании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок слева сайта.

Последние материалы

Похожие материалы

Что надо знать для фонетического разбора слов в начальной школе.

Фонетика -раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.

Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме.

Звуки мы произносим и слышим, буквы -видим ипишем. Читая слова, мы видим буквы, а произносим звуки.

Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки.

При произнесении гласных выдыхаемый воздух свободно выходит изо рта и не встречает преград. Гласные звуки можно петь. Они состоят только из голоса, который образуется при дрожании голосовых связок.

  • В транскрипции буквы Я, Ё, Ю, Е не используются. Звуков [е], [ё], [ю], [я] не существует.
  • Буква И после Ь обозначает два звука: чьи [ч#8217;й#8217;и ], лисьи [лис#8217;й#8217;и ]
  • [й#8217;] -согласный, всегда звонкий, всегда мягкий звук .

В состав слога обязательно входит гласный звук: Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников!

Для малышей! Чтобы определить количество слогов в слове, надо приложить раскрытую ладошку под подбородок и четко произнести слово. На гласных подбородок ударит по ладошке. Посчитайте количество таких ударов и узнаете количество слогов.

Согласные звуки.

При произнесении согласных выдыхаемый воздух встречает преграды (губы, зубы и язык) в ротовой полости. Всего 36 согласных звуков.

Согласные звуки бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие.

  • Звонкие
  • образуются при помощи голоса (вибрируют голосовые связки) и шума.
  • Л, М, Н, Р, Й -самые звонкие согласные (больше голоса и совсем мало шума в звуке), всегда звонкие.
  • Б, В, Г, Д, Ж, З звонкие [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [б#8217;], [в#8217;], [г#8217;], [д#8217;], [з#8217;], имеют парные звуки по звонкости/глухости.
  • Фраза для запоминания содержитвсе звонкие согласные :Мы же не забывали друга.
  • Глухие
    • произносятся без голоса (без колебания голосовых связок) и состоят только из шума:
    • П, Ф, К, Т, Ш, С -глухие [п], [ф], [к], [т], [ш], [с], [п#8217;], [ф#8217;], [к#8217;], [т#8217;], [с#8217;] имеют парные звонкие;
    • X, Ц, Ч, Щ -[х], [х’], [ц], [ч’], [щ’] -всегда глухие, не имеют парных по звонкости/глухости .
    • Фразы для запоминания, которые содержатвсе глухие согласные:
      • «Степка, хочешь щец?» -«Фи!»
      • Фока, хочешь поесть щец?
      • Для того чтобы определить, звонкий или глухой согласный, ребёнок закрывает уши ладошками и произносит этот звук. Если ребёнок при произнесении слышит голос, то это звонкий согласный. Если слышит не голос, а шум, то этот согласный глухой.

        Твердые и мягкие согласные при произношении различаются положением языка. Важно различать для правильного произношения и написания слов: мол [мол] -моль [мол#8217;], угол [угол] -уголь [угол#8217;]. нос [нос] -нёс [н#8217;ос].

        ФОНЕТИЧЕСКИЙ (ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ) АНАЛИЗ СЛОВА

        1. Запишите слово.
        2. Поставьте ударение.
        3. Разделите слово на слоги . Сосчитайте и запишите их количество.
        4. Выпишите все буквы этого слова в столбик одну под другой. Сосчитайте и запишите их количество.
        5. Напишите справа от каждой буквы, в квадратных скобках, звук, который эта буква обозначает.
        6. Опишите звуки:
          • Гласный, ударный или безударный.
          • Согласный, глухой или звонкий, парный или непарный; твёрдый или мягкий, парный или непарный.
          • Сосчитайте и запишите количество звуков.
          • Иногда требуется объяснить особенности правописания (орфографические правила).

          Примеры

          ко|леч|ко -3 слога, 7 б. 7 зв.

          Продолжаем тему русского языка в начальной школе. В предыдущей статье мы говорили о правильном списывании с учебника, подготовке к диктанту и письму по памяти. Давайте сегодня поговорим о том, как сделать звуко-буквенный разбор слова.

          Итак, для начала вспомним, какими бывают звуки.

          Буквы, которые обозначают гласные звуки, назовем гласными. буквы обозначающие согласные звуки – согласными .

          Что такое согласные звуки. и какими они бывают?

          Согласные звуки – это звуки, при произношении которых проходящая в полости рта струя воздуха встречает различные препятствия. Согласные звуки бывают глухими и звонкими, твердыми и мягкими.

          Многие согласные звуки образуют пары и называются парными. Пары бывают звонкие – глухие:

          и твердые – мягкие:

          Что такое гласные звуки

          Гласные звуки – это звуки, при произношении которых проходящая в полости рта струя воздуха не встречает препятствий, их можно пропеть.

          Имеется шесть гласных звуков соответствующих шести гласным буквам:

          В согласно – гласных слогах эти звуки, кроме звука И. обеспечивают твердое произношение впереди стоящих согласных букв: Д А. Д О. Д У. Д Э. Д Ы . Звук И обеспечивает мягкое произношение – Д И .

          Остальные гласные буквы имеют по два звука:

          В согласно – гласных слогах эти звуки обеспечивают мягкое произношение: Д Е. Д Ё. Д Ю. Д Я .

          Гласные звуки делятся на ударные и безударные. Тот звук, на который в слове падает ударение, называется ударным, если на звук не падает ударения, то он называется безударным.

          Помним: сколько в слове гласных, столько и слогов.

          Как сделать звуко-буквенный (фонетический) разбор слова.

          Пусть ребенок напишет слово и поставит знак ударения. Затем надо определить, сколько в слове слогов. Далее определяется, сколько в слове звуков и сколько букв. Затем ребенок определяет, сколько гласных букв, а сколько согласных. И наконец, какой звук обозначают согласные буквы.

          2 – гласных. 4 – согласных ;

          л - [л`] – согласный, мягкий, звонкий, непарный;

          д - [д`]– согласный, мягкий, звонкий, парный;

          и - [и] – гласный, ударный

          н - [н] – согласный, твердый, звонкий, непарные;

          к - [к] – согласный, твердый, глухой, парный;

          а - [а] – гласный, безударный.

          6 – звуков, 7 - букв, 2 слога: льдин-ка

          О том, что такое слог, ударение и как правильно переносить слова, мы поговорим в следующей статье .

          1. русский язык - 1 класс В первом классе закладываются основы грамотности. Дети на уроках русского.
          2. Русский язык – 2 класс Уроки русского языка во 2 классе начинаются, как обычно, с.

          Понравилась статья - поделитесь с друзьями:

          Оставляйте пожалуйста комментарии в форме ниже

          Источники: http://www.vseodetishkax.ru/gotovnost-k-shkole/61-nachalo-gramoty/184-zvukovoj-analiz-slova-so-sxemoj-i-bez-nee, http://tutrus.com/fonetika/foneticheskiy-razbor-nachalnaya-shkola, http://beginnerschool.ru/gen_rules/gen_russ/zvuki-i-bukvyi-razbiraem-slovo

          Комментариев пока нет!

          Ваше имя *
          Ваш Email *

          Сумма цифр внизу: код подтверждения

          Избранные статьи

          Вес ребенка при росте 110 см

          55. Довольная БЕСТия 5 июня далее...

          Экспресс диагностика в детском саду читать

          Комплект материалов предназначен для работы с детьми 3—7 далее...

          Нимесулид инструкция по применению суспензия для детей

          Нимесулид Наименование: Нимесулид (Nimesulide) Фармакологическое действие: Нимесулид – нестероидный далее...

          Популярные статьи

          Интересно