Главная » Диагностика детей

Диагностика эмоционального развития ребенка и его нарушений

Психолого-педагогическая Диагностика особенностей эмоционального развития детей раннего возраста Текст научной статьи по специальности Психология

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Максимова Л. М. Психолого-педагогическая Диагностика особенностей эмоционального развития детей раннего возраста // Педагогическое образование в России. 2012. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskaya-diagnostika-osobennostey-emotsionalnogo-razvitiya-detey-rannego-vozrasta (дата обращения: 20.09).

Максимова Л. М. Психолого-педагогическая Диагностика особенностей эмоционального развития детей раннего возраста Педагогическое образование в России (2012). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskaya-diagnostika-osobennostey-emotsionalnogo-razvitiya-detey-rannego-vozrasta (дата обращения: 20.09).

Максимова Л. М. (2012). Психолого-педагогическая Диагностика особенностей эмоционального развития детей раннего возраста. Педагогическое образование в России URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskaya-diagnostika-osobennostey-emotsionalnogo-razvitiya-detey-rannego-vozrasta (дата обращения: 20.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Максимова Л. М. Психолого-педагогическая Диагностика особенностей эмоционального развития детей раннего возраста // Педагогическое образование в России. 2012. №2 С.38-42.

Максимова Л. М. Психолого-педагогическая Диагностика особенностей эмоционального развития детей раннего возраста Педагогическое образование в России (2012).

Максимова Л. М. (2012). Психолого-педагогическая Диагностика особенностей эмоционального развития детей раннего возраста. Педагогическое образование в России

Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет. ФГОС ДО.

Подробности Просмотров: 144

Материалы сборника адресованы педагогам дошкольных образовательных организаций.

Подробное описание

Концепцией модернизации российского образования определены приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения в последние годы связано с расширением представлений о целях образования, в число которых включены цели развития, воспитания, обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей.

Одной из важнейших задач модернизации является осуществление квалифицированной комплексной диагностики возможностей и способностей ребёнка начиная с раннего возраста.

Для реализации этого направления модернизации образования городской научно-методический центр департамента образования администрации города Томска ориентировал работу специалистов образовательных учреждений на повышение эффективности и качества психолого-педагогического сопровождения дошкольников. Результатом ее стал сборник психодиагностических материалов, необходимый и достаточный для выявления индивидуальных особенностей детей с целью осуществления личностно ориентированного подхода к их развитию. Психодиагностические материалыпозволяют проводить мониторинг динамики эмоционального состояния детей.

В содержание сборника вошли методические материалы по диагностике эмоционального развития детей раннего возраста (К. Л. Печора), их познавательного уровня (А. А. Венгер), способов деятельности (Г. Л. Выгодская, Э. И. Леонгард), развития речи, двигательной и волевой сферы (Н. А. Рычкова), а также стиля взаимодействия с родителями (В. В. Столин, А. Я. Варга), эмоционального самочувствия в семье (Д. Антони, Е. Бене), эмоционального благополучия в детском саду (Г. Любина, Л. Микулик).

Представленные материалы прошли апробацию в дошкольных образовательных учреждениях города Томска, которая определяла соответствие выбранных тестов объекту исследования, соблюдение прав ребёнка в процессе диагностики. Результаты апробации и внедрения обсуждались на заседаниях методических объединений, проблемно-творческих групп, на городских семинарах.

Актуальность представленных материалов заключается в том, что их комплексное использование позволит организовать психолого-педагогическое сопровождение, направленное на то, чтобы индивидуальный подход к развитию эмоционального мира детей в дошкольном образовательном учреждении стал более эффективным. При таком подходе психолого-педагогическое сопровождение предполагает не только раннюю диагностику, но и своевременную коррекцию нарушений в развитии детей.

Содержание

1. Диагностика эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста 5

1.1. Методы психологической диагностики эмоционального развития дошкольника 5

1.2. Фиксация результатов оценки эмоционального состояния детей 9

1.3. Адаптивная методика Е. В. Кучеровой для проведения одномоментного обследования эмоционального самочувствия ребенка в детском саду 11

1.3.1. Методика «Проективные рассказы» 11

1.3.2. Методика «Определение ребенком эмоциональных состояний человека» 13

1.3.3. Методика «Разложи картинки» 15

1.4. Методика изучения понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке 16

1.5. Проективная игра «Почта» (модификация теста Д. Антони и Е. Бене) 19

1.6. Семейный тест отношений (СТО) (проективная методика исследования детей, опубликованная Д. Антони и Е. Бене) 24

1.7. Использование проективных графических (рисуночных) методов для выявления эмоциональных особенностей дошкольников 30

1.7.1. Основные параметры оценки при интерпретации рисунков дошкольников 31

1.7.2. Тест «Рисунок семьи» 33

1.7.3. Кинетический рисунок семьи 48

1.7.4. Рисунок «Мир мамы, мир папы» 49

1.7.5. Методика «Семья в образах животных» 49

1.7.6. Проективный тест «Дом – дерево – человек» 51

1.7.7. Тест «Несуществующее животное» 83

1.7.8. Графическая методика «Кактус» 100

1.7.9. Автопортрет 101

1.8. Тест «Страхи в домиках» 106

1.9. Тест «Два домика» 109

1.10. Тест «Рука» (Hand test) (Э. Вагнер) 110

1.11. Методика «Линеограмма» 113

1.12. Методика «Неоконченные предложения» 115

1.13. Методика «Сюжетные картинки» 116

1.14. Изучение эмоционально-обусловленного поведения дошкольников 117

1.15. Изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок 119

1.16. Методика «Часики» 120

1.17. Методика «Маски» 124

1.18. Детский апперцептивный тест (ДАТ) 126

1.19. Методика исследования эмоционального состояния (автор Э. Т. Дорофеева) 136

1.20. Социометрическая проба «День рождения» (методика М. Панфиловой) 139

1.21. Методика игры «Секрет» 142

1.22. Определение эмоционального благополучия ребёнка в группе детского сада (авторы: Г. Любина, Л. Микулик) 144

1.23. Социометрический опросник (для детей) 145

1.24. Исследование «Лесенка» (Н. В. Нижегородцева) 148

2. Диагностика эмоциональных нарушений 150

2.1. Критерии эмоциональных нарушений 150

2.2. «Шкала тревожности» 154

2.3. Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) 156

2.4. Выявление тревожности старших дошкольников (автор В. С. Мерлин) 159

2.5. Шкала оценки внешних признаков эмоционального возбуждения (автор Ю. Я. Киселев) 161

2.6. Методика «Паровозик» 164

Расстройства эмоций и коррекционно-педагогический процесс

Постоянные эмоциональные изменения под влиянием меняю­щейся обстановки, в связи с появлением новых ощущений в теле и представлений свойственны нормальной детской психике. Диа­пазон же этих изменений может колебаться от обычных, завися­щих от внешних обстоятельств до патологических, отражающих наличие психических расстройств. При этом педагогам и воспита­телям трудно судить о степени тяжести эмоциональных колебаний в первую очередь потому, что дети не умеют правильно оценивать свои переживания, и во вторую очередь потому, что внешние про­явления не всегда соответствуют их глубине. В то же время выяв­ление этих отклонений очень важно — они могут быть показате­лем и легких преходящих проявлений невротических расстройств, и начальных симптомов более серьезных заболеваний (психосома­тических болезней, психозов). У многих детей те или иные эмоци­ональные отклонения постоянны, так как являются особенностя­ми их аномальной личности или следствием менингитов, эн­цефалитов или перенесенных травм головы. Воспитание этих детей требует учета их ранимости, обидчивости, непереносимости фруст­раций, застреваемости на отрицательных эмоциях и т. д. Преду­преждение аффективных вспышек, проявлений эмоциональной ла­бильности и других эмоциональных отклонений может позволить оптимизировать воспитательный и учебный процесс. Все это имеет особое значение при воспитании возбудимых детей, склонных к аффектам. У детей с проблемами в развитии (умственно отсталых, с сенсорными дефектами и др.) такой подход необходим, только по­стоянное смягчение эмоционального напряжения может дать эф­фект в коррекционно-педагогическом процессе. Приходится иметь в виду, что у детей и подростков снижение настроения не только препятствие для успешного освоения учебного труда и адекватной оценки своих возможностей, но и возможная причина появления суицидальных мыслей, намерений и поступков. Отсюда следует вы­вод о необходимости самого внимательного отношения к появляю­щимся у учеников субдепрессиям и тем более депрессиям. В каж­дом случае депрессии необходимо попытаться выявить истинную причину ее появления и проконсультироваться с психоневрологом. К сожалению, еще большую трудность испытывают воспитатели при необходимости оценить вероятность болезненного происхожде­ния повышенного настроения у детей и подростков и в связи с этим степень его серьезности. Распознаванию может помочь учет внезапности возникновения, беспричинности отклонения, его продолжительности и абсолютной неподатливости педагогическим мерам воздействия. Если выяснится болезненный характер наруше­ний, то направление к психоневрологу обязательно.

Есть вопрос?

ИЛИ ХОТИТЕ ЗАПИСАТЬСЯ?

Оставьте свои контактные данные, и мы свяжемся с Вами, ответим на все Ваши вопросы, запишем в группы или к нашему специалисту

Мамы и папы!

Мы открываем группу творческого развития для детей от 3 лет. Спешите забронировать место в группе для Вашего малыша уже сейчас.

Ждем Вас и Ваших детей у нас в центре!

© Copyright 2013 Центр развития ребенка и семейного консультирования

Источники: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskaya-diagnostika-osobennostey-emotsionalnogo-razvitiya-detey-rannego-vozrasta, http://getmedic.ru/vliyanie-na-zdorove/69919-diagnostika-emotsionalno-lichnostnogo-razvitiya-doshkolnikov-2, http://razvitie-rebenka.pro/biblioteka/korrekciya-emocionalnyh-narushenij-u-detej/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Вредно ли делать мрт головного мозга ребенку

Вредно ли МРТ? Насколько вредно МРТ далее...

Развивать внимание ребенка 3 лет

Развитие внимания 3-4 года В возрасте 3–4 лет происходят существенные далее...

Аллергия грудного ребенка попе

Причины аллергии на далее...

Популярные статьи

Интересно