Главная » Диагностика детей

Диагностика развития ребенка с зпр

Как помочь в развитии детям с ЗПР?

Для родителей ребенок всегда самый умненький, потому что любимый. Поэтому часто заботливые мамы и бабушки даже не верят, когда после тестирования психолог диагностирует задержку психического развития, или ЗПР. И правильно делают, потому что точно поставить этот диагноз можно не раньше 7–8 лет. К тому же не стоит забывать, что это проблема корректируемая.

Что такое ЗПР?

Задержка психического развития — это развитость высших психических функций в неполной мере. Она носит временный характер и может компенсироваться с помощью специального обучения.

В поведении ребенка ЗПР выражается, как:

  • нехватка общего запаса знаний;
  • ограниченность представлений;
  • незрелость мышления;
  • преобладание игровых интересов;
  • неспособность заниматься интеллектуальной деятельностью.

Причины

Чаще всего причинами задержки психического развития выступают:

  • гармонический инфантилизм или нарушения конституционального развития;
  • соматические заболевания у физически ослабленных детей;
  • поражения центральной нервной системы.

Наиболее труднопреодолимая причина задержки развития - органические поражения мозга. Это может произойти, если младенец внутриутробно перенесет вместе с мамой инфекционное заболевание. При этом клетки мозга как будто «засыпают».

Очень часто ЗПР страдают дети, не имеющие физических недостатков. Болезнь развивается под давлением социального окружения. Невнимание родителей, грубое обращение, отсутствие новых впечатлений, напряженная атмосфера в семье в совокупности могут стать причиной развития ЗПр у абсолютно здорового ребенка.

Диагностика

В случае возникновения подозрений о недостаточно хорошем развитии ребенка, его следует показать психоневрологу. Врач проведет ряд обследований, основываясь на результаты которых сможет сделать определенный вывод. Если врач заподозрит ЗПР, он начнет собирать анамнез (расспросит о том, как протекала беременность, роды, первые годы жизни малыша). После беседы ребенка могут направить на электроэнцефалограмму или эхо-электроэнцефалограмму.

Также необходимо посетить ЛОР-врача, окулиста и пройти обследование у логопеда. Логопед уточнит, есть ли у ребенка задержка развития речи. Если нет, то это не может быть ЗПР. Дефектолог поможет определить, какой именно вид ЗПР у ребенка, причину возникновения. На основании полученных данных врач составит методику лечения.

Задержка психического развития не повод для стеснения, эта проблема корректируется. Если наличие ЗПР не вызывает сомнений, ребенок имеет право на зачисление в специальную группу, где проводят занятия по развитию:

Такие специализированные группы есть практически в каждом садике. Группы формируют примерно по 10 человек и тщательно планируют педагогическую работу для коррекции ЗПР. С детьми занимается не только воспитатель, но и дефектолог, логопед и психолог. Ребята проходят регулярное обследование. Также специалисты проводят работу с родителями.

Коррекционные методики

Использование распространенных педагогических методик может помочь преодолеть задержку в развитии ребенка. К таким методикам можно отнести:

  • Монтессори-педагогику;
  • вальдорфскую педагогику;
  • кубики Зайцева.

Монтессори-педагогика — замечательная методика для детей с «особенностями» в развитии. Благодаря этой методике ребенок получает возможность развиваться по своим внутренним законам. Суть этого метода: рассматривать ЗРП не с точки зрения болезни, а как индивидуальную особенность развития. Внимательно наблюдая за малышом, педагог составляет его индивидуальный психологический портрет, а также план работы. Далее малыш самостоятельно пытается следовать этому плану. Педагог лишь направляет и помогает. Получив возможность развиваться в своем, удобном ритме, кроха раскрывает все свои скрытые возможности. Успешность этого метода - хороший стимул для родителей относиться к своему малышу как личности и помогать в развитии его индивидуальных способностей и интересов.

Вальдорфская педагогика наоборот направлена на подавление так называемых «особенностей». В этой методике педагог занимает главенствующую, авторитарную роль. Он заставляет ребенка быть таким как все, мыслить и действовать как его сверстники с нормальным развитием.

Всем известные Кубики Зайцева помогут детям быстро приобрести умение читать, а также разучить основные грамматические правила. Другие методики обучения чтению могут оказаться слишком сложными для ребенка с ЗПР. Процесс обучения для него должен проходить исключительно в занятной игровой форме.

Есть и другие действенные методики: занятия с кубиками Lego, сендтерапия (использование песка), игровая терапия, сказкотерапия. Ребенка очень важно обучить грамоте, но так как усвоение материала занимает у него гораздо больше времени, чем у других детей, нужно использовать наглядные материалы, таблицы, картинки. Чтобы малыш не переутомлялся и не терял интерес необходимо чередовать различные виды занятий и как можно больше использовать игровые методики.

Какую бы методику вы не выбрали важно соблюдать некоторые правила:

  • Чем раньше начать коррекционную работу, тем быстрее будет достигнут результат.
  • Нужно акцентировать внимание на сильных сторонах ребенка, и уже с их помощью бороться со слабостями.
  • Решать проблему нужно комплексно, использовать разные методы, привлекать специалистов.
  • Детям с ЗПР необходимо уважительное, доброе отношение (такие дети очень чувствительны и ранимы).

Главное, чтобы родители ребенка с ЗПР не опускали руки, верили, что их малыш самый лучший, все выучит, все усвоит. Проявленное терпение и упорство будет вознаграждено и вскоре вы сможете вместе порадоваться достигнутым успехам.

Задержка психического развития ребенка

Каждый ребенок, развиваясь, проходит определенные возрастные этапы, тем не менее, у каждого ребенка темп развития индивидуален и зависит от наследственных и многих других факторов. Возраст, когда должны появиться важные новые навыки, в частности, ходьба и речь. нельзя назвать абсолютно точно – важно лишь, чтобы это соответствовало определенному возрастному диапазону.

Приблизительно 3 из 100 детей в связи с наследственными или врожденными причинами имеют те или иные отклонения в развитии; у некоторых детей к замедлению развития приводят тяжелые заболевания или травмы. Временная задержка развития обычно наступает в период серьезной болезни, затем после выздоровления темп развития восстанавливается. Бывает, что задержка развития становится очевидной в школьном возрасте, в процессе общения ребенка со сверстниками. При многих наследственных или врожденных заболеваниях причину задержки развития можно установить; некоторые заболевания такого рода выявляются еще во внутриутробном периоде. Поэтому в ряде случаев родители заранее знают, что за будущим ребенка потребуется особый уход. Иногда задержка развития накладывается на какое-нибудь хроническое заболевание. Ранняя диагностика и своевременно начатое лечение могут ослабить влияние болезни на развитие ребенка.

При подозрении на задержку психического развития ребенка необходимо провести его полное медицинское и психологическое обследование. Современные методы тестирования способны выявить не только отклонения в развитии, но и сильные стороны ребенка. На такое обследование ребенка должен направить педиатр .

В зависимости от результатов тестирования детский психолог и педиатр рекомендуют программу лечения, охватывающего физические, речевые и психологические аспекты развития. Возможно, ребенок должен будет обучаться в специальном образовательном учреждении. Родители должны выяснить у специалистов, какого уровня образования сможет достичь ребенок.

Даже специалисты затрудняются дать долгосрочный прогноз, касающийся развития ребенка, на основании тестов, проведенных в возрасте 1-2 лет. Дети с синдромом Дауна, например, заметно отличаются друг от друга по уровню интеллектуального развития. Серия тестов, проводимых в течение длительного времени, дает более полную и объективную картину, чем единичная оценка. Исследования показали, что что независимо от характера врожденного заболевания очень большую роль в том, насколько разовьются физические и интеллектуальные возможности ребенка, играют окружающая среда и воспитание.

Хотя это непросто, родители должны поощрять активность ребенка в рамках его возможностей: излишняя опека подавляет ребенка и ограничивает его развитие. Подобная ложная «задержка развития» может определяться у детей с потерей слуха или зрения. К сожалению, иногда такой ошибочный диагноз приводит к истинному ограничению развития ребенка.

ЗАДАЙТЕ СЕБЕ ВОПРОС

Воспитываем умного ребенка

Исследования подтверждают то, что родители давно знают: чем больше разговаривают с маленьким ребенком, тем более высокоразвитым интеллектуально он растет. Внимание к ребенку оказывает заметное влияние на формирование его интеллекта и творческих способностей. Иными словами, любовь и разумная забота близких людей способствует правильному формированию мозга ребенка.

Обнаружены два важнейших фактора. Во-первых, выяснилось, что обращенная речь является основным стимулом развития мозга в возрасте от рождения до 3 лет и особенно в первый год жизни. Количество слов, которые ребенок слышит в течение дня, буквально определяет его будущий интеллектуальный уровень, успехи в образовании и так далее. Более того, эти слова должны исходить от тех, кто ухаживает за малышом, а не доноситься из радиоприемника и телевизора – эффекты в том и другом случае абсолютно разные. Взаимосвязи нервных клеток мозга закладываются до рождения в соответствии с генетическим кодом. На этот процесс влияет то, как будущая мать следит за своим здоровьем и питанием во время беременности. Некоторые ученые считают, что интеллект формируется еще во внутриутробном периоде. Дети узнают голос матери с очень раннего возраста. Врачи советуют беременной женщине разговаривать со своим ребенком, слушать музыку – это развивает его мозг.

После рождения действуют и наследственные факторы, и факторы окружающей среды. С момента рождения на формирование мозга влияют зрительные впечатления, звуки, запахи, тактильные ощущения, а самое главное – речь и внимание родителей. Клетки головного мозга организуются в системы, что позволяет человеку мыслить, творить и приспосабливаться к окружающим условиям в течение всей последующей жизни. Однако все сказанное вовсе не означает, что родители должны поставить цель воспитать вундеркинда, постоянно и помногу занимаясь с ребенком. Это может быть опасно для малыша: ни в каком возрасте не следует требовать выдающихся достижений. Надо лишь обеспечить ему спокойствие и безопасность (возможности ребенка будут развиваться в свойственном ему темпе) и разумно поощрять его.

Мозг готов к каждому виду деятельности в свое время. Это надо учитывать при выборе занятия для ребенка. Но в любом возрасте ребенку необходимо общение с родителями и другими взрослыми.

От рождения до 1 месяца. Дети более спокойны, когда слышат обращенную к ним негромкую речь. Поскольку ребенку трудно воспринимать обилие лишних звуков, специалисты советуют выключать радио, телевизор и т.п. когда вы общаетесь с малышом.

1-3 месяца. В этот период организуется система нервных клеток, ответственных за зрение. Ребенок начинает различать звуки, например, узнавать ваш голос. Правильному развитию помогают рассматривание ярких картинок, разговоры с ребенком.

3-5 месяцев. В этом возрасте ребенок учится в основном за счет зрения. Его внимание привлекают движущиеся предметы. Разговаривайте с малышом, показывайте ему все более сложные картинки реальных предметов; лучше пользоваться детскими изданиями.

6-7 месяцев. Ребенок узнает, что такое причинно-следственная связь, для чего служат те или иные предметы. Делая что-нибудь, объясняйте ребенку, что вы делаете. К примеру, поверните ручку и откройте дверь или откройте кран и пустите воду.

7-8 месяцев. Ребенок может связывать достаточно отдаленный звук со знакомым человеком. Когда слышен звонок в дверь, скажите, что кто-то пришел, и т.п.

9-12 месяцев. Ребенок способен воплотить в жизнь некоторые «теоретические знания», сочетая свои способности к восприятию с двигательными навыками. Помогите ему включить свет или открыть кран.

1-1,5 года. Интеллект быстро развивается и усложняется. По мере развития речи помогайте ребенку произносить новые слова; он начинает исследовать окружающий мир более активно. Дайте ему возможность изучать разные предметы – конечно, под вашим присмотром.

Полный список симптомов (более 70), при которых требуется помощь детского врача, можно посмотреть здесь .

Изложенные в справочнике материалы носят рекомендательный характер и не заменяют собой консультацию у врача!

Записаться на прием или вызвать детского врача на дом можно по телефонам Центра в Москве:

Источники: http://ymadam.net/deti/zdorov-e-rebenka/kak-pomoch-v-razvitii-detyam-s-zpr.php, http://www.centr-rebenka.ru/simptom/zaderzhka-psihicheskogo-razvitija-rebenka.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Лейкоциты в моче у грудничка норма таблица

Нормальный анализ мочи у грудничков Почки у ребенка при рождении далее...

Рекомендации развитию познавательной активности ребенка

Методическая разработка (подготовительная группа) на тему: далее...

Можно дать ребенку молоко медом

Можно ли давать ребенку молоко - советы молодой маме На далее...

Популярные статьи

Интересно