Главная » Диагностика детей

Методы диагностики памяти детей дошкольного возраста

Диагностика развития памяти у детей в возрасте от 3 до 6 лет

Предлагаемые задания для диагностики развития памяти можно использовать и в качестве развивающих упражнений для занятий с детьми. В заданиях не приводятся количественные критерии для оценки памяти. В зависимости от того, справляется ребенок или нет с каким-либо видом заданий, надо подбирать ему упражнения подобного типа для развивающих занятий.

Занятия по диагностике и тренировке памяти желательно проводить с детьми дошкольного возраста в игровой форме, чтобы детям было интересно. Занятия не должны быть слишком продолжительными, чтобы ребятишки не уставали.

1. Запоминание картинок и предметов (диагностика кратковременной памяти). Разложить перед ребенком на столе 5-6 картинок или настоящих предметов (игрушек). Дать 30 секунд, чтобы запомнить. Потом ребенок должен по памяти перечислить, какие предметы (или их изображения) разложены на столе. Можно попросить его описать детали предметов. Как вариант данной методики: изменить расположение каких-то предметов, убрать (добавить) или заменить какой-либо предмет, после чего попросить ребенка определить, что изменилось.


2. Рисование по памяти (диагностика кратковременной памяти): ребенку предъявляется для запоминания на 1 минуту несложная картинка, затем взрослый ее убирает, и малыш должен нарисовать картинку по памяти. Как вариант данного задания: дорисовать по памяти недостающие части, детали рисунка.


3. Срисовывание картинки (диагностика кратковременной памяти):

4. Составление картинки по памяти из кусочков (диагностика кратковременной памяти). Для этого задания необходимы две одинаковые картинки. Одну из картинок показывают ребенку в течение 30 секунд для запоминания. Вторую картинку надо предварительно разрезать на несколько частей (чем сложнее картинка и больше количество частей, тем труднее задания). После этого образец убирают, и ребенок должен по памяти составить картинку из предложенных ему отдельных фрагментов.

5. Исследование долговременной памяти. В этих заданиях также определяется запас знаний ребенка, его эрудиция.

Чтобы определить, насколько развита у ребенка долговременная память, можно также использовать следующий прием: побывав с ребенком в каком-нибудь месте, попросить его на следующий день описать, что он там видел, что делал и т.д. Заодно здесь исследуется и его наблюдательность, уровень развития речи.

6. Исследование двигательной памяти: взрослый просит ребенка повторить за ним определенную последовательность движений, например, дотронуться левой рукой правого уха, улыбнуться, присесть и т.д. Или скопировать определенное положение пальцев:

Важно отметить, что потому, насколько развита у ребенка тонкая моторика рук, можно судить о степени развития у него речи. Это связано с тем, что центры, отвечающие за речь и мелкую моторику расположены рядом в мозгу. Развивая пальцы рук ребенка (рисование, вырезание ножницами, лепка, нанизывание бусинок на нитку и т.д.), вы также развиваете его речь.

7. Диагностика ассоциативной памяти:

Диагностирование памяти человека

Человеческое сознание и интеллектуальный уровень в значительной степени зависят от уровня развития памяти и количества знаний в ней сохраненных. Для выявления людей способных к сложной умственной деятельности и имеющих повышенный уровень концентрации внимания пользуются специальными тестами. Такие исследования называют - диагностика памяти.

Память, как невидимая сила, которая удерживает вместе кусочки нашего сознания. Известны случаи, когда нарушение процессов запоминания, вызванное травмой, приводило к расстройствам психики. Человек не способный запомнить своего имени и простейшего набора действий, необходимых для жизни, не может быть полноценным членом общества.

Люди редко бывают, терпимы к тем, кто отличается хоть в чем-то, поэтому всяческие отклонения от нормы, пусть даже и незначительные, способны причинить их обладателю не мало неприятностей.

Из-за этого сниженный уровень процессов сохранения информации зачастую становиться серьезной помехой на пути к успешной жизни. Если ребенок испытывает трудности с усвоением материала в школе, то ему будет сложно добиться успеха в будущем, без квалифицированной педагогической помощи.

Основа усвоения информации

Определяя уровень развития способностей человека, огромное внимание уделяется вопросам затрагивающим, исследование памяти.

Основными их составляющими считают такие процессы запоминания:

  • Кратковременный. Кратковременная память, делиться на несколько подвидов, различающихся по сенсорным процессам, участвующим в ее работе. Она может быть: зрительная, слуховая и тактильная. Поскольку любая информация, поступающая в наш мозг, проходит через органы чувств, то и все знания, накопленные нами, когда-то проходили, через кратковременную сенсорную память. Исходя из этого, можно говорить о важности объема памяти, ведь именно от того, сколько информации может удержать в своем сознании человек зависит уровень его восприятия и способности к усвоению информации. Кратковременная память - это первый этап на пути к формированию полноценного воспоминания, а значит и основа процессов длительного сохранения информации;

Презентация: Современные методы диагностики внимания и памяти. Тестирование

  • Опосредованный. Опосредованный процесс запоминания. это совокупность средств, которыми может воспользоваться человек для сохранения нужной информации. Например, при подготовке к сессии, студенту нужно выучить определенный материал, то что он применяет для этого различные методики (написание конспекта, заучивание наизусть, построение ассоциаций и т. д.) называют опосредованными процессами запоминания. Так же сюда можно отнести способности нашего мозга хранить и воспроизводить сохраненный ранее фактический материал;
  • Динамика запоминания и воспроизведения информации. Ну и естественно, динамика процессов запоминания очень сильно влияет на уровень памяти. Количество повторений необходимое для усвоения информации, умение сопоставлять факты и обобщать их в целую картину познания, все это является неотъемлемой частью, как памяти в частности, так и сознания в целом.

Методики диагностирования

Для определения кратковременной памяти, используют так называемые тесты «воспроизведения».

Испытуемому демонстрируют рисунки, на которых изображены простые предметы.

Это могут быть линии (направленные в разные стороны), могут быть точки (размещенные в различных ячейках таблицы), могут быть простые фигуры (расположенные в различном порядке). Во всех случаях методика имеет одну основу, карточки с заданием демонстрируют испытуемому на краткий промежуток времени, после чего он должен повторить изображение на бланке ответов. Количество правильно воспроизведенных изображений и будет показывать уровень развития кратковременной зрительной памяти.

Оперативная же составляющая слухового типа запоминания, показывает, насколько долго человек способен хранить полученную информацию, необходимую для решения текущей задачи.

Презентация: Память. Методики обследования памяти в дошкольном, школьном возрасте и у взрослых людей. Тесты

Для определения уровня процессов слуховой памяти используют не сложные тесты, во время которых исследователь проговаривает ряд чисел, либо слов не связанных между собой по смыслу. В результате, испытуемый должен воспроизвести услышанное, после чего фиксируется количество правильных ответов. Тест повторяют 5 раз и затем еще раз через час. По полученным результатам строиться кривая, которая показывает отношения количества правильных ответов к стадии теста.

Нормальным уровнем развития считается, если количество правильных ответов на 4-5 стадии теста равно 9-10 из 10.

Оперативная слуховая память и динамика ее процесса исследуется с помощью следующего теста. Испытуемому зачитывают 5 слов, после чего читают еще 5 групп слов с интервалом 5 секунд. За эти 5 секунд человек должен ответить было ли произнесенное слово среди тех пяти, которые назывались в начале. Динамика процессов, а соответственно и уровень владения собственной слуховой памятью, тем выше, чем больше правильных ответов было дано испытуемым.

Для диагностики опосредованных процессов сохранения информации применяют тесты на ассоциации. Например, предложить испытуемому набор фраз и слов, для которых он должен зарисовать или записать ассоциации, а затем повторить изначальный словесный ряд. Оценивают уровень развития данного типа процессов, по количеству правильных ответов, чем ниже бал, тем меньше возможность использовать свою кратковременную память для решения задач.

Проблемы исследования памяти

В общей сложности использование методик исследования памяти позволяет лишь поверхностно оценить уровень развития конкретного человека. Чаще всего такие тесты применяют, изучая интеллектуальное развитие детей.

И если говорить о комплексном изучении, то обычно методики исследования памяти отражают результаты в сравнении с другими испытуемыми, или в мониторинге развития отдельно взятой личности. Детальное изучение процессов запоминания у конкретного человека практически невозможно, так как все процессы, происходящие внутри нашего сознания, поддаются лишь поверхностному мониторингу. Не существует людей с абсолютной памятью, основной и более развитой может быть либо зрительная, либо слуховая, но оба эти направления никогда не развиваются одинаково.

Процессы памяти, как абстрактное понятие, вызывают огромный интерес у ученых, однако, говоря об их структуре и функциях, мы скорее говорим о предположениях, нежели, конкретных фактах.

Проверка памяти, одна из наиболее часто затрагиваемых тем, в процессе изучения человеческого сознания. Все мы разные и, каждый раз, предпринимая попытки разгадать тайны сложных внутренних процессов, оказывается, что разница эта куда глубже, чем, кажется на первый взгляд.

Что еще почитать

  • Как развить зрительную память
  • Расстройства внимания
  • Диагностика внимания младших школьников

Методы диагностики памяти у детей

  • Файл формата zip
  • размером 79,60 КБ
  • содержит документ формата doc
  • Добавлен пользователем soshinatalya. дата добавления неизвестна
  • Отредактирован 04.09 22:01
  • Скачан 86 пользователями

Методика Узнай фигуры Эта методика на узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От развитости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспроизведения. Методика Запомни рисунки Данная методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Методика Запомни цифры Эта методика предназначена для определения объема кратковременной слуховой памяти ребенка.

  • Чтобы скачать этот файл зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт используя форму сверху.

Смотри также

Набор методик на внимание, воображение, восприятие, мышление по детской практической психологии и по практической психодиагностики. внимание Оценка устойчивости внимания у мл. школьников методом корректурной пробы внимание переключение внимания внимание распределения внимания методом корректурной пробы Бурдон внимание Тест таблицы Шульте внимание у мл. школьников Рыбаков.

  • 767,74 КБ
  • скачан 1570 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 14.01 17:24
  • будет удален через 14 дней

Игры, задания и упражнения, развивающие память подростков. Набор диагностических методик (со стимульным материалом) Исследование особенностей распределения внимания у младших школьников (методика Т. Е. Рыбакова) Методика «Изучение переключения внимания» Оценка устойчивости внимания у младших школьников методом корректурной пробы Исследование особенностей распределения.

  • 86,90 КБ
  • скачан 1076 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 19.02 20:22
  • будет удален через 14 дней

Содержание. «Методики изучения эмоциональной сферы». Методики, направленные на выявление страхов. Методика “Незаконченные предложения”. Методика диагностики детских страхов (Захаров). Методики, направленные на выявление тревожности. Тест-опросник Спилбергера-Ханина. Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен). Тест изучения школьной тревожности Филллипса. Методики.

  • 145,13 КБ
  • скачан 1064 раза
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 18.02 23:12
  • будет удален через 14 дней

Здесь представлен «стандартизированный комплекс психодиагностических методик» для исследования познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи – у дошкольников. Под стандартизированным комплексом психодиагностических методик для детей определенного возраста понимается минимальный по числу включаемых в него методик набор, необходимый и.

  • 725,26 КБ
  • скачан 634 раза
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 23.05 13:45
  • будет удален через 14 дней

М. Айрис-пресс, 2005. — (Библиотека психолога образования). 46 листов альбома (стимульный материал) + методические рекомендации + обложка Аннотация Диагностические материалы являются результатом двадцатилетней практической работы. Они были апробированы на детях с различными вариантами отклонения в развитии (дизонтогенеза). Альбом включает как классические разработки, так и.

  • 73,34 МБ
  • скачан 4613 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 11.08 10:02
  • будет удален через 14 дней

Пособие создано на основе современного подхода к диагностике психического развития детей раннего и дошкольного возраста. Оно включает описание методик, направленных на выявление уровня познавательного и речевого развития, обследование слуха детей разных возрастных категорий. Предназначено специалистам психолого-медико-педагогических консультаций, дефектологам, психологам.

  • 5,93 МБ
  • скачан 1131 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 25.01 00:52
  • будет удален через 14 дней

Источники: http://adalin.mospsy.ru/l_01a_00/l_01a021.shtml, http://tonusmozga.ru/pamyat-i-zapominanie/sredstva-uluchsheniya-pamyati/diagnostirovanie.html, http://www.twirpx.com/file/241776/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Воспаление от укуса комара у ребенка

Лечение после укусов насекомых Приближается лето и наступает время далее...

Плохо пахнет моча у ребенка

7 апр 2010, далее...

Лейкоциты крови норма детей 1

Лейкоциты: норма и отклонения Лейкоциты являются одной из основных далее...

Популярные статьи

Интересно