Главная » Диагностика детей

Особенности диагностики детей зпр

Опубликовано Матвеева в пт, 11.01

Одной из основных психолого-педагогических проблем является диагностика детей с трудностями в обучении.

Дети с задержкой психического развития, пришедшие в школу, начинают испытывать трудности в обучении. У них недостает сформированности некоторых психических функций, умений, навыков, они не успевают за другими учениками, т.к. им не хватает знаний для усвоения, даваемого в общеобразовательной школе материала. Такие дети без специальной помощи не смогут овладеть общешкольным материалом.

От обычных детей ребенка с ЗПР можно отличить по некоторым особенностям.

1. Дети с такими отклонениями в психическом развитии очень быстро утомляются, не могут усваивать данный объем работы, у них занижен уровень работоспособности.

2. Детям с ЗПР трудно принимать и обрабатывать (анализировать) информацию, которая идет от учителя. Для более полного восприятия ему необходимо опираться на наглядные пособия. Трудности возникают и при мыслительной деятельности, т.к. словесно-логическое мышление неразви-то.

3. Дети этой категории испытывают трудности с общепринятыми в школе формами поведения. Они часто задираются, дерутся со сверстниками, не воспринимают школьные правила. Детям с ЗПР сюжетно-ролевые игры недоступны, но ради того, чтобы уйти от трудных заданий, они могут с удовольствием поиграть в более простые игры.

4. Детям с ЗПР трудно организовывать свою деятельность.

5. Обучение по программе общеобразовательной школы для них не-приемлемо, т.к. их психическое развитие находится на более раннем уровне. Поэтому учителю необходимо понаблюдать за такими детьми, для правильной дифференциации, быть очень терпеливым, чтобы не отправить в специальный класс детей с нормальным развитием.

У детей с ЗПР психическое недоразвитие ярко выражено в снижении обучаемости. Но если таким детям оказать вовремя специальную коррекционно-педагогическую помощь, они в состоянии будут догнать своих нормально развивающихся сверстников.

Ученые сходятся во мнении, что диагностику нужно проводить в психолого-педагогическом аспекте. Не у всех детей этой категории выражен неврологический статус, но в то же время имеются некоторые признаки, напоминающие легкую дебильность. Однако неврологическая симптоматика остаточного характера быть главной в диагностике ЗПР не может, т.к. она может быть похожа на симптоматику у нормально развивающихся детей при некоторых перенесенных заболеваниях. В этом случае лучше проводить диагностику в психолого-педагогическом плане. При диагностике задержки психического развития нужно обратить внимание на то, как ребенок выполняет задание самостоятельно и как ему это удается сделать при помощи взрослого. Дети такой категории справляются с заданием при содействии учителя намного быстрее и эффективнее, это отличает их от умственно отсталых детей, и при ди-агностике на этот факт следует обратить внимание.

Если главным признаком является недостаток памяти, внимания, перехода и скорости психических процессов, то ставится диагноз ЗПР (Т.В. Егорова).

Но некоторым детям окончательно диагноз можно поставить только после психолого-педагогического наблюдения во время обучения в младших классах общеобразовательной школы.

Также к одной из ступеней диагностики можно отнести значительно низкий уровень игровой деятельности (в отличие от сверстников). Им не под силу сюжетно-ролевые игры, они не способны выбрать тему без вмешательства взрослых, в сюжетно-ролевой игре они не могут распределить роли. Возникают трудности и с соответствием плану игры (сценарию).

Но если детей с ЗПР сравнить с умственно отсталыми детьми, то увидим, что дети с ЗПР всегда адекватны в своих действиях и с какой-либо игрушкой играют в соответствии с ее назначением.

Материал подготовила Михно А. В. педагог-психолог

высшей квалификационной категории

МБОУ ЦДК Детство г. Краснодара

Задержка психического развития (ЗПР)

Задержка психического развития (ЗПР) — это состояние, при котором у детей отмечается отставание психических функций от возрастной нормы. При этом не возникает стойких изменений и остается возможность коррекции состояния ребенка.

Возможные причины задержки психического развития

Согласно одной из наиболее распространенных классификаций ЗПР, в зависимости от причины появления выделяются три основные группы: особенности течения беременности, особенности течения родов и социально-педагогические причины.

К задержке психического развития могут привести перенесенные во время беременности вирусные заболевания (паротит, краснуха, грипп), хронические болезни беременной, выраженные токсикозы, влияние токсических веществ (курение, алкоголь, ядохимикаты, некоторые лекарственные вещества и другие), резус-конфликт, острый токсоплазмоз, гипоксия внутриутробного плода и так далее.

К причинам ЗПР, которые могут возникнуть во время родов, относятся родовые травмы ЦНС (при недоношенности плода, несоответствии размеров плода и таза, акушерском пособии) и асфиксия плода (острая нехватка кислорода — затяжные роды, преждевременная отслойка плаценты, сдавливание пуповины, попадание в дыхательные пути мекония (первые кишечные выделения новорожденного) или воды — в частности, при родах в воду и т. п.).

Социально-педагогические причины ЗПР включают в себя отсутствие или недостаток эмоционального, психологического и педагогического воздействия со стороны взрослых (особенно в возрасте до 3 лет), а также отсутствие примера для подражания, на основании которого должны формироваться поведенческие реакции и речевые навыки. На развитие психических функций ребенка влияет также эмоциональный фон в семье. Так, например, частые скандалы, проявления агрессии, насилия (в том числе — скрытого) приводят к выраженному подавлению эмоциональной сферы и задержке ее развития. С другой стороны, излишняя опека над ребенком также может привести к ЗПР с поражением волевого компонента.

Отдельно выделяется задержка психического развития у детей, страдающих постоянными болезнями, ослабленных детей.

Кроме того, задержка психического развития может возникнуть из-за перенесенных в раннем возрасте травм или заболеваний, поражающих головной мозг.

Возможные проявления задержки психического развития

В большинстве случаев о задержке психического развития говорят только в старшем дошкольном возрасте, когда у ребенка появляются трудности с подготовкой к школе. Тем не менее, заметить ЗПР можно намного раньше.

Как правило, родители настораживаются при отставании способностей и умений ребенка от его сверстников. Насторожить также могут особенности эмоциональной сферы ребенка: излишняя замкнутость, нелюдимость, агрессивность, нерешительность, тревожность и так далее.

Достаточно часто родители отмечают, что ребенок позже начал держать головку, позже сделал первые шаги, позже произнес первое слово (или долго не может говорить словосочетаниями или фразами, используя отдельные слова), не играет с другими детьми, не способен к простейшим действиям, характерным для его возраста (одевание, обувание, самостоятельная еда, навыки личной гигиены).

Следует учитывать, что при задержке психического развития возможны как проявления умственной отсталости, так и признаки нарушения эмоционально-волевой сферы, а также их комбинация.

Иногда ребенок с ЗПР мало чем отличается от своих одногодок, а иногда отсталость довольно заметна.

Окончательно признаки ЗПР у детей выявляются детским неврологом при профилактическом или целенаправленном осмотре.

Методы коррекции ЗПР

Задержка психического развития наиболее опасна в плане адаптации ребенка в социуме. Вне зависимости от того, поражение какого компонента преобладает в ЗПР — эмоционально-волевого или интеллектуального, ребенок испытывает различные трудности, как в собственной семье, так и в коллективе.

Перед началом собственно коррекции ЗПР необходимо тщательное обследование с целью выявления тех или иных поражений головного мозга. В зависимости от полученных результатов, проводится комплексное лечение ЗПР или психолого-педагогическая коррекция.

Если у ребенка с задержкой психического развития обнаруживают органические поражения головного мозга, обязательно используют лекарства, улучшающие обмен веществ в нервных клетках.

Учитывая особенности детей с ЗПР, очень важно создание и поддержание нормального психологического климата для ребенка. Особое внимание следует уделить выбору детского коллектива, поскольку в ряде случаев дошкольники с ЗПР подвергаются насмешкам со стороны своих сверстников.

Родителям ребенка с ЗПР следует помнить, что это состояние рассматривается как временное и в большинстве случаев поддается коррекции. ЗПР не является «приговором» для ребенка. После соответствующей коррекции большинство детей нормально адаптируются к окружающей среде.

Помимо специализированной помощи, дети данной категории нуждаются в постоянном контакте с родными. Благотворное влияние при задержке психического развития оказывает постоянное общение с малышом, различные развивающие игры (преимущественно те, в которых могут участвовать и взрослые), обычные прогулки с родителями.

Значительную помощь ребенку с задержкой психического развития могут оказать занятия в специальных школах, секциях по интересам и так далее. В каждом отдельном случае врачи и учителя-дефектологи помогают подобрать наиболее правильную тактику развития ребенка с задержкой психического развития.

Приведенная информация не является рекомендацией к лечению состояния задержки психического развития у детей, а является кратким описанием проблемы с целью ознакомления. Не забывайте, что самолечением можно навредить своему здоровью. При появлении признаков болезни или подозрении на нее необходимо незамедлительно обратиться к врачу. Будьте здоровы.

Добавить комментарий

Правила размещения комментариев расположены здесь. Настоятельно рекомендуем ознакомиться с ними. Размещение вами комментария означает ваше согласие с правилами.

Если у вас есть какие-то предложения или пожелания, мы будем рады пообщаться с вами!

Пишите нам на почту Этот емейл защищен от спам-ботов с помощью скриптов. Для просмотра вы должны включить JavaScript. или через форму на сайте

Информацию, размещенную на сайте, вы можете свободно использовать для личного употребления. Также можете копировать ее на другие сайты, но только при условии размещения активной ссылки на оригинал материала на нашем портале.

Копируя материал без гиперссылки на оригинал, вы подпадаете под статью № 6 Закона №5351-1 Гражданского Кодекса РФ (согласно ей за нарушение авторских прав предусмотрен штраф до 5 млн.рублей).

Перед тем, как следовать каким либо советам, обязательно проконсультируйтесь с врачом!
Все права защищены © Системная медицина и Здоровье 2008-2012.

Развитие детей с ЗПР (задержкой психического развития)

Задержка психического развития представляет собой временное отставание психомоторных функций ребенка. Это выражается в следующем:

  • ребенок испытывает сложности в общении,
  • мыслительные процессы протекают медленно,
  • ослаблены внимание и память.

Обычно, такие дети отличаются невнимательностью, неусидчивостью, они с трудом концентрируются на определенном виде деятельности.

Эмоционально-волевая сфера, мышление, внимание, память – не соответствуют общепринятым возрастным показателям. ЗПР – диагноз, который невозможно поставить ребенку при рождении. Отклонения от нормы развития заметны в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Своевременная и точная диагностика ЗПР позволяет создать комплексную программу коррекции этого заболевания, которая направлена на исправление эмоциональной и интеллектуальной заторможенности.

Задержку психического развития можно разделить на несколько типов:

  1. конституционального происхождения (характеризуется ярко выраженной эмоционально-волевой незрелостью, соответствующей более ранней ступени развития, это так называемый психический инфантилизм);
  2. соматогенного происхождения (к этому типу ЗПР относятся часто болеющие, ослабленные дети);
  3. психогенного происхождения (возникает при неблагоприятных внешних условиях развития и воспитания, а также при психических травмах);
  4. церебрально-органического происхождения (наиболее тяжелая форма задержки развития, вызванная органическими нарушениями, в частности – недостаточностью нервной системы с минимальной мозговой дисфункцией).

При задержке психического развития, в отличии от умственной отсталости, возможно полное восстановление психической сферы, что позволяет ребенку в дальнейшем показывать хорошие результаты в обучении и успешно адаптироваться в коллективе.

При ЗПР коррекция должна проводиться в комплексном порядке при непосредственном участии врача, психолога, логопеда или дефектолога.

Мы приглашаем Вас посетить Центр Хуторок . Наши специалисты проконсультируют Вас и помогут определить путь коррекции, дадут рекомендации по воспитанию, составят план развивающих занятий для работы с выявленными психологическими нарушениями. Очень важно сделать первый шаг и помочь ребенку преодолеть трудности.

Похожие записи:

Оксана 28 авг 2016 в 08:40

В центр Хуторок мы попали случайно, найдя информацию в интернете. Ознакомившись с отзывами,записались на приём к Илоне Сергеевне, и не ошиблись! За 2 недели, мой сын, ему 10 лет, начал выговаривать р и л .
Илона Сергеевна не только хороший специалист, но и тонкий психолог, который умеет найти подход к ребёнку.

Геращенко Анна 27 авг 2016 в 15:28

О существовании логопедического центра Хуторок я узнала из интернета. Привлекло описание построения занятий, довольно большое количество информации, но очень легко прочесть и понять. А еще, понравилась фотография Илоны Сергеевны, на ней я увидела добрую девушку, которая явно любит детей и получает удовольствие от своей работы.
Все мои ожидания оправдались в день знакомства - на консультации. Сразу же появилась уверенность, что всё получится и моему 5-летнему сыну поддадутся и л , и р , и всё остальное.
Мы занимались в режиме 45 минут, но это время пролетало как 1 миг. Занятия разнообразные, ребенок не успевает заскучать, есть возможность и подвигаться, и сосредоточиться, обстановка уютная и комфортная и для мамы, и для ребенка.
Сын был очень рад получить в конце занятия приз за старания.
В итоге мы достигли того, к чему стремились, даже быстрее, чем ожидали.
Благодарим Вас, Илона Сергеевна, и желаем процветания.
Без сомнения рекомендуем занятия в Хуторке всем, кто хочет посещать логопеда с удовольствием и получить желаемый результат.
Мама Димы из Томска.

Источники: http://cdk-detstvo.centerstart.ru/node/4510, http://101god.ru/zabolevaniya-i-bolezni/psihicheskie-rasstroistva/2214-zaderjka-psihicheskogo-razvitiya-zpr.html, http://www.hutorok-nn.ru/zaderzhka-razvitiya.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Можно ли печень ребенку 1 год

Суфле из печени в мультиварке Печень кролика (куриная,говяжья, свиная) -100 далее...

Вормил суспензия дозировка для детей инструкция

Вормил, как противоглистное средство для детей. Инструкция по применению далее...

Ребенка болит живот куда обращаться

Почему болит живот? А рядом бегемотики схватились далее...

Популярные статьи

Интересно