Главная » Игры для детей

Характеристика сюжетно ролевой игры в дошкольном возрасте

Методическое пособие

«Сюжетно-ролевые игры в старшем дошкольном возрасте»

1.Теоретические основы организации и руководства сюжетно-ролевыми играми

1.1 Общая характеристика сюжетно- ролевой игры

1.2 Основные направления развития сюжетных игр детей старшего дошкольного возраста

1.3 Особенности руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников

2. Планирование и тематика сюжетно-ролевых игр.

2.1. Примерное планирование сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте

2.2 Сюжетно-ролевые игры в старшем дошкольном возрасте

Список используемой литературы

Сюжетно - ролевая игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. К сожалению, с каждым новым поколением детей меняется игровое пространство детства. Социализация нынешних бабушек и дедушек проходила во дворах, где они целыми днями гоняли мяч, играли в «войну», прыгали на скакалках. Сейчас редко увидишь детей играющих вместе. Современное поколение предпочитает коллективным дворовым играм индивидуальные компьютерные.

Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для всего мира. Ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру. В ФГОС ДО игра рассматривается как один из сквозных механизмов развития ребенка, как важное средство его социализации. При этом одним из целевых ориентиров выступает на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен овладеть разными формами и видами игры, различать условную и реальную ситуации, уметь подчиняться разным правилам и социальным нормам .

Все выше сказанное определяет актуальность развития игровой деятельности детей дошкольного возраста

1.Теоретические основы организации и руководства сюжетно-ролевыми играми

1.1 Общая характеристика сюжетно- ролевой игры

Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Из всех детских игр особое место занимает сюжетно-ролевая игра - деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых или каких-либо сказочных персонажей и от имени этих ролей проигрывают воображаемые сюжеты, т.е. вступают в отношения с другими от имени этих персонажей. Сюжетно- ролевая игра имеет особенно важное значение для развития ребенка. С одной стороны - это свободная эмоциональная деятельность, которая всегда приносит удовольствие. С другой стороны – сюжетно-ролевая игра - это школа произвольного поведения. Именно в этой игре ребенок начинает подчинять свои действия правилам и вести себя так, как принято, как положено в обществе.

Четко обозначить возрастные границы перехода к сюжетно-ролевой игре нельзя. При условии сформированности сюжетно-отобразительной игры ребенок начинает принимать на себя роли примерно к трем годам, но в зависимости от индивидуальных особенностей кто-то из детей готов к этому раньше, а кто-то позднее. К 5-6 годам сюжетно-ролевая игра достигает своего пика. Подражание взаимоотношениям взрослых в их общественной жизни усиливается в связи с расширением представлений детей об окружающем мире, дальнейшем развитием игровых умений, усложнением игровых замыслов.

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.

Сюжет игры — это сфера действительности, которая воспроизводится детьми, отражение определенных действий, событий из жизни и деятельности окружающих.

В сюжете раскрывается содержание игры — то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой и общественной деятельности.

Роль - игровая позиция, ребенок отожествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.

Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры, выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ее грамотно организовать. Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе. Это требует большого искусства, профессионального мастерства и любви к детям, основанного на знании педагогики и психологии игры. Термин «руководство игрой» обозначает в педагогической литературе по дошкольному воспитанию совокупность методов и приемов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладение ими игровыми умениями. Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением. Педагогическое руководство бывает прямое и косвенное.

Прямое педагогическое руководство это когда педагог проводит организацию игровой деятельности по заданному замыслу, сюжету, ролям, в ходе, которой происходит либо выработка, либо тренировка игровых действий и обогащение игрового опыта между взрослым и ребенком, между детьми.

Косвенное руководство - это когда педагог создает условия, способствующие возникновению, развертыванию и преобразованию игровой деятельности по инициативе детей с учетом обогащения игрового опыта между детьми.

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольников

Подобные документы

Сюжетно-ролевая игра: особенности, структура и роль в развитии коммуникативных навыков старших дошкольников. Экспериментальное исследование и установление степени влияния сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных способностей дошкольников.

курсовая работа, добавлен 24.02

Представления о природе ролевой игры в отечественной психологии. Роль игры в психическом развитии ребёнка, её польза. Экспериментальное изучение поведения детей-дошкольников во время поведения сюжетно-ролевой игры, анализ и интерпретация его результатов.

курсовая работа, добавлен 15.02

Выявление особенностей игровой деятельности старших дошкольников. Изучение структурных компонентов сюжетно-ролевой игры. Виды и формы игры в дошкольном возрасте. Уровни развития сюжетно-отобразительной и сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте.

курсовая работа, добавлен 30.01

Теоретические основы развития творчества в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста. Роль сюжетно-ролевой игры в развитии творчества у детей. Экспериментальная работа по развитию творчества в сюжетно-ролевой игре у детей старшей группы.

курсовая работа, добавлен 09.01

Значение речи для развития детского мышления и всего психического формирования ребенка. Психологическое содержание сюжетно-ролевой игры дошкольника. Развитие у детей интеллектуальной функции языка. Формирование монологической и диалогической формы речи.

дипломная работа, добавлен 15.02

Игра как психолого-педагогическая категория. Развитие сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста. Особенности формирования игровой деятельности детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. Основные технологии обучения игровым действиям.

дипломная работа, добавлен 11.12

Структура игровой деятельности дошкольников. Уровни изучения развития сюжетно-ролевой игры по Д. Эльконину (особенности игры, взятие ребенком на себя роли). Характеристика методов диагностирования игры детей. Показатели сформированности игры детей.

реферат, добавлен 19.06

Ранний возраст, момент зарождения сюжетно-ролевой игры. Возникновение игры в предметной деятельности ребенка. Возникновение изобразительной игры, ее переход в сюжетно-ролевую. Первый шаг в развитии изобразительной игры. Перенос действий на новые предметы.

контрольная работа, добавлен 23.02

Тенденции развития игровой деятельности дошкольников в современном мире. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Анализ сюжетно-ролевых игр старших дошкольников. Разработка схемы современных сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста.

курсовая работа, добавлен 12.10

Общие представления и теории воображения. Характеристика старшего дошкольного возраста. Истоки формирования воображения, механизмы его формирования на ранних стадиях онтогенеза. Подходы к развитию воображения дошкольника на основе сюжетно-ролевой игры.

дипломная работа, добавлен 28.11

Теоретические аспекты развития сюжетно-ролевой игры детей младшего дошкольного возраста. Экспериментальное исследование эффективности влияния специальных условий при организации сюжетно-ролевой игры на принятие роли детьми младшего дошкольного возраста.

курсовая работа, добавлен 09.01

Сущность памяти как психического явления, ее содержание, психологическое и физиологическое обоснование, типы и формы, развитие в старшем дошкольном возрасте. Содержание сюжетно-ролевых игр в старших возрастных группах, оценка их влияния на память.

дипломная работа, добавлен 26.01

Гендорное воспитание в условиях дошкольного учреждения, формирование представлений о нем у детей младшего возраста. Значение игры в формировании сексуальной культуры детей. Сюжетно-ролевые игры как социальное проявление будущей взрослой жизни ребенка.

курсовая работа, добавлен 26.12

Психологические проблемы становления игры как ведущей деятельности. Особенности сюжетно-ролевой игры как ведущей деятельности детей шестого года жизни. Характеристика межличностных отношений в игровом обществе детей старшего дошкольного возраста.

курсовая работа, добавлен 27.05

Особенности сюжетно-ролевой игры детей с недостатками слухового восприятия. Разработка программы работы по коррекции и развитию сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста с недостатками слухового восприятия, оценка ее практической эффективности.

курсовая работа, добавлен 13.12

Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. Самосознание. Значение игры для развития психики дошкольника. Социальная природа Единицы анализа и психологические особенности ролевой игры. Развитие ролевой игры в дошкольном возрасте. Виды игр.

реферат, добавлен 03.02

Проблема организации самостоятельной игровой деятельности дошкольников. Сюжетно-ролевые игры как средство развития коммуникативных навыков дошкольников. Комплекс мероприятий по обогащению коммуникативных способностей как условие развития ролевых игр.

курсовая работа, добавлен 18.01

Общая характеристика сюжетно-ролевой игры в психолого-педагогических исследованиях. Особенности игровой деятельности у старших дошкольников. Роль свободной деятельности в коррекционно-педагогической работе с детьми с задержкой психического развития.

дипломная работа, добавлен 11.09

Сущность и виды игровой деятельности, ее этапы в дошкольном возрасте. Особенности и уровни сюжетно-ролевой игры. Взаимосвязь между игрушками, в которые играет ребенок и их ролью в процессе развития двигательных способностей и психологических качеств.

реферат, добавлен 16.02

Понятие игровой деятельности и ее роль в воспитании ребенка. История развития и особенности детских игр, их виды и классификация. Характеристика сюжетно-ролевой игры. Влияние игровой деятельности на различные стороны психического развития личности.

контрольная работа, добавлен 10.09

Формирование гуманных чувств у детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

  • СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ,
  • ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ ,
  • ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ,
  • СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА ,
  • СЮЖЕТ ,
  • РОЛЬ ,
  • ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ,
  • РЕАЛЬНЫЕ (ПАРТНЕРСКИЕ) ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ИГРАЮЩИМИ ДЕТЬМИ

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — КУЗНЕЦОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА

В статье приведены характеристика сюжетно-ролевой игры, а также направления в организации такой игры как средства формирования гуманных чувств у детей дошкольного возраста.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Вестник Пензенского государственного университета , КУЗНЕЦОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

КУЗНЕЦОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА Формирование гуманных чувств у детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр // Вестник ПензГУ. 2015. №2 (10). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-gumannyh-chuvstv-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-protsesse-syuzhetno-rolevyh-igr (дата обращения: 20.09).

КУЗНЕЦОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА Формирование гуманных чувств у детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр Вестник Пензенского государственного университета (2015). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-gumannyh-chuvstv-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-protsesse-syuzhetno-rolevyh-igr (дата обращения: 20.09).

КУЗНЕЦОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА (2015). Формирование гуманных чувств у детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр. Вестник Пензенского государственного университета URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-gumannyh-chuvstv-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-protsesse-syuzhetno-rolevyh-igr (дата обращения: 20.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

КУЗНЕЦОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА Формирование гуманных чувств у детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр // Вестник ПензГУ. 2015. №2 (10) С.32-36.

КУЗНЕЦОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА Формирование гуманных чувств у детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр Вестник Пензенского государственного университета (2015).

КУЗНЕЦОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА (2015). Формирование гуманных чувств у детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр. Вестник Пензенского государственного университета

Источники: http://dou-sad.ru/index.php/metodicheskaya-kopilka/48-sotsializatsiya/345-metodicheskoe-posobie, http://allbest.ru/k-3c0a65635b2bd69a5c43a88521306c37.html, http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-gumannyh-chuvstv-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-protsesse-syuzhetno-rolevyh-igr

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Препараты подавляющие кашель для детей

ПРОТИВОКАШЛЕВЫЕ СРЕДСТВА Препараты этой группы подавляют далее...

Можно ли пиносол детям

ПИНОСОЛ - для детей и взрослых Пиносол далее...

Чтобы ребенок не болел в садике

Как не болеть в далее...

Популярные статьи

Интересно