Главная » Игры для детей

Игры дошкольного возраста развитие внимания

Игры на развитие внимания в дошкольном возрасте

Развитие внимания в дошкольном возрасте не простая задача. Особенно сложно развивать произвольное внимание. Часто бывает такое, что в школу приходят дети с не развитым вниманием, они постоянно отвлекаются и не в состоянии сосредоточиться. Для того, чтобы у вашего дошкольника не было проблем с вниманием наш журнал предлагает игры на развитие внимания дошкольников.

1. Игра Найди отличия
Педагог предлагает дошкольникам карты с изображением пары картинок, имеющих несколько различий. Детям необходимо как можно быстрее найти эти различия.

2. Кто первый
Педагог демонстрирует детям ленты разных цветов. Задача в том, чтобы дети дошкольники назвали как можно больше различных элементов, овощей животных и т.д. которые отвечают определенным цветам на лентах. Например: желтый -карандаш, лимон, груша, красный -томат, яблоко, зеленый -трава, горох, огурец и т.д. Игра развивает не только внимание но и формирует знания цветов.

3. Игра Кто прячется?
Взрослый кладет на стол перед детьми 10 фотографий животных. После того, как дети изучили картинк, взрослый просит закрыть глаза, и убирает 3 -4 фотографии и спрашивает: Посмотрите, какие животные скрыты?

4. Игра Слова
Педагог ясно говорит, детям от 6 слов, затем просит детей повторять слова в том же порядке. Например: собаки, курицы, коровы, утки, свиньи, курицы и т.д. Помимо внимание хорошо развивает память .

5. Игра Что в коробке?
Дошкольникам демонстрируются звуки, которые издаются спичечными коробками с разным содержимым: песок, пшено, горох и галька. После этого детям предлагается догадаться что находиться в той или иной коробке.

Развитие внимания у дошкольников

6. Игра Сложная картина
Дошкольникам предлагается рассмотреть сложную картинку или несколько картинок, на которых изображена некая история и запомнить все подробности этой истории, изображенной на картинке.

Затем воспитатель задает вопросы по этой картине, и ребята отвечают на них, в подробностях, вспоминая историю.

7. Игра Летать, прыгать, плавать
Взрослый показывает ребенку изображения птиц, насекомых, животных, а дошкольникам без слов, необходимо изобразить, то что показывал взрослый лишь движением. Например: птица -дети имитируют движения полета, жаба -прыжок, и так далее.

8. Игра Зимовка перелетных птиц
Взрослый показывает фотографии зимующих и перелетных птиц, дается команда для детей , хлопаем в ладоши, если птица -перелетная, если зимующая -руки опускаем.

9. Игра Фрукты и овощи
Взрослый читает названия фруктов и овощей, дошкольникам командует: Садись, -если они слышат название овоща, прыжок -название фрукта.

Внимание ребенка в начале дошкольного воз­раста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока ин­терес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает пе­реключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом.

На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением дея­тельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость.

Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-50 мин, то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов. Это объясняется тем, что в игре шестилеток отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к ней поддер­живается постоянным введением новых ситуаций. Возрастает устой­чивость внимания детей и при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок. Так, длительность рассматривания картинки уве­личивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза; ребе­нок шести лет лучше осознает картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей.

Развитие произвольного внимания

Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства.

Истоки произвольного внимания лежат вне личности ребенка. Это значит, что само по себе развитие непроиз­вольного внимания не приводит к возникновению произвольного внимания. Последнее формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности и при помощи опреде­ленных средств направляют и организуют его внимание. Руководя вниманием ребенка, взрослые дают ему те средства, с помощью кото­рых он впоследствии начинает сам управлять своим вниманием.

В одном эксперименте с детьми проводили игру в вопросы и ответы по типу иг­ры в фанты с запретами: «Да» и «нет» не говорите, белого и черного не берите». По ходу игры ребенку задавали ряд вопросов. Ребенок должен был отвечать как можно быстрее и при этом выполнять инструкцию: 1) не называть запрещенных цветов, например черного и белого; 2) не называть дважды один и тот же цвет. Эксперимент был построен так, что ребенок мог выполнить все условия игры, но это требовало от него постоянного напряжения внимания, и в большинстве случаев дошкольники не справлялись с заданием.

Иной результат получался, когда взрослый предлагал ребенку в помощь набор цветных карточек, которые становились внешними вспомогательными средствами для успешного сосредоточения внимания на условиях игры. Наиболее догадливые дети самостоятельно начинали использовать эти вспомогательные средства. Они выделяли запрещенные цвета, скажем, белый и черный, откладывали в сторону соответствующие карточки и в процессе игры пользовались теми карточками, которые лежали перед ними.

Помимо ситуативных средств , организующих внимание в связи с конкретной, частной задачей, существует универсальное средство ор­ганизации внимания - речь . Первоначально взрослые организуют вни­мание ребенка при помощи словесных указаний. Ему напоминают о необходимости выполнять заданное действие, учитывая при этом те или иные обстоятельства («Когда складываешь башенку, выбирай самое большое колечко. Так, правильно. А где теперь самое боль­шое? Поищи!» и т.д.). Позднее ребенок начинает сам обозначать словесно те предметы и явления, на которые необходимо обращать вни­мание, чтобы добиться нужного результата.

По мере развития планирующей функции речи ребенок обретает спо­собность заранее организовать свое внимание на предстоящей деятель­ности, сформулировать словесно, на что он должен ориентироваться.

Значение словесной самоинструкции для организации внимания хорошо видно из следующего примера. Детям-дошкольникам предлагали из десяти карточек с изобра­жениями животных отобрать те, на которых было хотя бы одно из указанных изобра­жении (например, курицы или лошади), но ни в коем случае не брать карточки, на которых было запрещенное изображение (например, медведя). Ребенок отбирал кар­точки несколько раз подряд. Первоначально ему не давали никаких указаний относи­тельно способа действия. В этих условиях он с трудом выполнял задание, часто ошибался. Однако ситуация менялась, когда ребенку предлагали повторить вслух инструк­цию (после внимательного рассматривания изображений на карточках он вспоминал, какие карточки можно брать, а какие - нельзя). Наблюдения показали, что после проговаривания инструкции практически все дети, начиная со старшего дошкольного возраста, дают правильные решения, даже если в последующие задания вводят новых животных. Дети активно использовали речь для организации своего внимания в про­цессе отбора карточек.

На протяжении дошкольного возраста использование речи для ор­ганизации собственного внимания резко возрастает. Это проявляется, в частности, в том, что, выполняя задания по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста проговаривают инструкцию в десять - двенадцать раз чаще, чем младшие дошкольники.

Таким об­разом, произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка.

Соотношение видов внимания

Хотя дети четырех-шести лет и начинают овладевать произвольным вниманием, непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего дошкольно­го детства. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и мало­привлекательной для них деятельности, в то время как в процессе иг­ры или решения эмоционально окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долго оставаться внимательными. Эта особенность внимания является одним из оснований, по которым дошкольное обу­чение не может строиться на заданиях, требующих постоянного на­пряжения произвольного внимания. Используемые на занятиях эле­менты игры, продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельности позволяют поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне.

Следует отметить, что начиная со старшего дошкольного возраста дети становятся способными удерживать внимание на действиях, кото­рые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа). Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам.

К концу дошкольного возраста у детей способность к произволь­ному вниманию начинает интенсивно развиваться. В дальнейшем произвольное внимание становится непременным условием организа­ции учебной деятельности в школе.

Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество . Учебник для студ. вузов. - 7-е изд. стереотип. - М. Издательский центр «Академия», 2003. - 456 с. 203-205.

Игры на развитие внимания у детей до 6 лет

Содержание:

Наверное, вы неоднократно замечали, что когда ребенок 5-6 лет очень чем-то увлечен, то он совсем не реагирует на внешние раздражители. К примеру, малыш смотрит мультфильм и не слышит, что мы ему говорим, либо рисует и не обращает внимания на опрокинувшуюся баночку с краской. Не ругайте кроху за это. Такое поведение свойственно детям дошкольного возраста. Все дело в том, что в головном мозге у малыша образовывается определенный очаг возбуждения, он и является главным. А все остальные сигналы просто-напросто блокируются.

информация Отметим также, что у детей дошкольного возраста переключаемость и объем внимания очень плохо развиты. Тем не менее, для успешного обучения в школе необходимо, чтобы эти свойства функционировали как можно лучше.

Одиночные игры

Итак, предлагаем вам игры на развитие внимания детей до шести лет.

Игра №1. Называйте малышу различные слова, ему же необходимо отреагировать заранее оговоренным способом. К примеру, хлопок, когда называют животное. Во втором подходе присесть, когда называют растение. В третьем объединить первые два.

Игра «Найди слово». Упражнение предлагается детям, научившимся читать. На листочке написаны буквы в произвольном порядке, ориентировочно пять строчек. В каждой из них по 30 букв. Маленькому читателю необходимо среди букв найти слова (должны состоять из 3-5 букв) и подчеркнуть их.

Очередная игра, направленная на развитие внимания. Взрослый дает задание малышу рисовать треугольники, а сам в это время хлопает в ладоши. Кроха должен нарисовать как можно больше треугольников и при этом посчитать количество хлопков.

Необходимо дорисовать узор согласно предлагаемому образцу. При этом малышу предлагается только начало картинки. Понятно, что в итоге все компоненты должны совпасть.

Следующая игра развивает наблюдательность, проницательность и способность к анализу. Смысл заключается в том, чтобы находить какие-то характерные особенности у окружающих предметов либо людей. Игра проходит в форме разговора. К примеру, наблюдательный карапуз замечает мужчину с усами. И каждый начинает считать, сколько вокруг вас мужчин с усами либо тех, кто носит очки, либо собак одной породы.

Групповые занятия

В игры на развитие внимания детей можно играть также с некоторым количеством участников.

Игра «Наблюдай за телом». В круг выходит один ребенок, сначала он стоит неподвижно, потом шевелит какой-то частью туловища и снова не двигается. Остальные участники должны отгадать, чем пошевелил водящий.

Игра из нашего детства «Пианино» также относится к играм, развивающим внимание. Участники садятся в ряд и кладут ладошки на коленки друг другу (правую руку на левое колено соседа справа, а левую – на правое колено соседа слева). Каждый должен по очереди хлопнуть ладошкой один раз, при этом те, чьи ладошки находятся по краям, делают это дважды. Тот участник, который ошибся, убирает одну руку.

Игра «Разыщем предмет». Дети закрывают глаза либо отворачиваются. Ведущий кладет известный заранее предмет, не закрывая его, на какое-либо видное место. После команды ребята открывают глаза и начинают осматривать комнату в поисках спрятанного. Кто первым находит, не говоря остальным, где предмет, садится на определенное место. Тот, кто последним отыскал вещь, становится ведущим.

Игры на развитие зрительного, слухового и моторно-двигательного внимания

Зрительное внимание развивается игрой под названием «Расставь, как было». Перед крохой выставляется 7 игрушек, малыш смотрит и запоминает, потом отворачивается. В это время игрушки меняют местами. Задача – расставить игрушки в правильном порядке.

Для развития слухового внимания предлагаем игру «Слова». Взрослый называет шесть слов в определенной последовательности. После этого малышу предлагается повторить названное в том же порядке.

Также будет полезным повторение ритмичных ударов палочкой по поверхности в заданном порядке.

«Съедобное-несъедобное». Взрослый называет предмет и одновременно кидает мяч ребенку. В зависимости от характеристики слова, малыш должен либо поймать мяч, либо отбросить.

«Фрукты и овощи». Детям зачитываются названия овощей и фруктов, если называется фрукт, то кроха должен присесть, если овощ, то подпрыгнуть.

важно Самым лучшим способом развить внимание малышей является, конечно же, игра. Развивая различные свойства внимания, вы поможете ребенку быстрее адаптироваться в школе, лучше усваивать различную информацию.

Также родителям следует помнить, что ни в коем случае не стоит сравнивать малыша с другими детьми. Ведь каждый ребенок – это индивидуальность. При этом нервные и болезненные детки отвлекаются чаще, чем их уравновешенные сверстники. Помогайте своему малышу развивать внимание, и тогда в скором времени его успехи вас приятно порадуют.

Юлия Литвиненко

Источники: http://zhurnal-razvitie.ru/psihologiya-vospitaniya/igry-na-razvitie-vnimaniya-v-doshkolnom-vozraste.html, http://psixologiya.org/detskaya/vnimanie/1640-razvitie-vnimaniya-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-muxina-vs.html, http://deti.baby-calendar.ru/razvivayushhie-igry/na-vnimanie/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Дексаметазон капли глазные ребенку 3 года

Дексаметазон Глазные капли Дексаметазон Состав и форма выпуска Дексаметазона Суспензия-капли далее...

Нужно роста развития ребенка

Какие витамины необходимы ребенку? Все далее...

Образцы карт индивидуального развития детей дошкольного возраста

Материал (средняя группа) на тему: карта далее...

Популярные статьи

Интересно