Главная » Игры для детей

Нетрадиционные игры для развития мелкой моторики

Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с использованием нетрадиционных материалов или игры с пробками

В своей работе по развитию мелкой моторики и координации движений кистей рук мы используем не только фабричные игры (шнуровки, штриховки и т.п.), но и игры, сделанные своими руками.

Мы хотели бы предложить вашему вниманию игры с пробками, разработанные нами. Данные игры построены по одному принципу – закручивание пробки на горлышко от пластиковой бутылки. Но ведь просто так накручивать пробку неинтересно! И поэтому мы предложили детям во время работы выполнять некоторые задания.

Предложенные нами игры, можно использовать, как на занятиях по развитию математических представлений и обучению грамоте, так и в индивидуальной работе с ребенком. Также дети могут самостоятельно играть в них в свое свободное время.

Для игр необходимы разноцветные пробки от пластиковых бутылок и несколько панно с приклеенными на них горлышками от этих бутылок:

– панно с 10 горлышками, приклеенными в 1 ряд (№1),

– панно с 9 горлышками, приклеенными в 3 ряда по 3 пробки (№2),

– панно в виде “9-этажного домик”, где на “крыше” приклеено одно горлышко, а на каждом “этаже” по два горлышка (№3),

– панно “Гусеница”, на котором приклеены 33 горлышка в виде цепочки или в несколько рядов (№4).

Для игр с панно № 1 необходимо заготовить 10 пробок с нанесенными на них цифрами от 1 до 10 в и тогда можно осваивать прямой и обратный счет в пределах 10.

Если еще приготовить пробки со знаками “+”, “?”, “=”, то можно решать математические примеры.

Имея пробки красного, синего и зеленого цвета, вы сможете выкладывать звуковые схемы слов.

Ну и, конечно же, если нанести на эти пробки буквы, то можно выкладывать целые слова. У всех есть магнитная азбука, а у нас еще и “пробковая”.

С панно № 2 мы предлагаем нашим детям играть в логическое лото. Для этого кроме пробок нужно приготовить еще и карточки с заданиями.

Увидев данное панно, сами ребята подсказали, что с ним можно играть в такую замечательную игру, как “Крестики-нолики”.

Для панно “Домик” (№3) нужно запастись девятью большими пробками с цифрами от 2 до 10 и восемнадцатью маленькими пробками с цифрами от 1 до 9 (каждой по две), и тогда вы сможете осваивать состав числа от 2 до 10.

Панно “Гусеница”. на котором пробки можно расположить в виде цепочки, спирали или в несколько рядов, понадобится вам для изучения алфавита. Приготовьте 33 пробки двух цветов (в соответствии с количеством гласных и согласных букв в русском алфавите) и совмещайте пальчиковую гимнастику с освоением алфавита.

Нетрадиционные техники развития мелкой моторики

О важности развития мелкой моторики сказано многое, навыки понадобятся не только детском, но и уже в более взрослом возрасте. Детям быстро наскучит однообразие, им все время хочется чего-то нового, необычного, поэтому однотипные занятия им быстро надоедают. Существуют нетрадиционные техники развития мелкой моторики у детей, которые наверняка приведут в восторг малыша.

Нетрадиционные техники развития мелкой моторики

С возрастом у детей растет познавательная активность и интерес к окружающему миру. Изобразительная деятельность нетрадиционными методами развивает творческие возможности детей, развивает моторику. Очень важно уделять много внимания развитию мелкой моторики, особенно деткам с нарушениями речевой деятельности.

Какие нетрадиционные техники развития мелкой моторики могут быть:

  • Рисование пальцами рук: можно использовать либо специальные пальчиковые краски, либо гуашь, пусть ребенок окунает пальцы в краску и рисует ими на бумаге. Можно использовать не только традиционные альбом, но и большой лист ватмана или кусок обоев и рисовать, сидя на полу. Обычно деткам очень нравится этот вид рисования, можно рисовать даже на старой белой простыне, затем стирать и снова на ней рисовать.
  • Рисование ладошкой -аналогично с предыдущим видом, только рисовать нужно всей ладошкой сразу. Можно окунуть пальцы в разную краску и получить радужные рисунки.
  • Рисунок точками -ребенок окунает палец в краску и ставит его перпендикулярно к листу, изображая рисунки.
  • Рисование отпечатками предметов -для этих целей сойдет и пробка от бутылки, и небольшая тарелка и вообще все, что попадется.
  • Кляксография вызывает неописуемый восторг у детей. При помощи ложки на бумагу наносится краска, затем нужно взять трубочку и дуть на краску, не касаясь ее соломинкой. Можно на рисунок сверху наложить лист бумаги и сравнить отпечаток с оригиналом, затем можно пофантазировать на тему того, на что похожа клякса.
  • Рисование с помощью трафаретов -известный нам с детства вид изодеятельности.
  • Набрызги -этот метод заключается в том, что ребенок берет краску на кисть и разбрызгивает ее на бумагу в произвольном порядке. Можно повторять разными цветами.
  • Отпечатки листьев -набираете во время прогулки листьев с разных деревьев и кустарников, красите их и переносите отпечатки на бумагу. Можно создать целую композицию из разных листьев.
  • Рисунок поролоном схож с печатью. Из поролона можно вырезать различные фигуры, закрепить их на палочке (на карандаше, проволоке и так далее), затем окунать в краску и отпечатывать на бумаге.
  • Рисование мелом -безобидный вид творчества, безопаснее, чем фломастерами. Мелками можно рисовать на улице и дома на специальной доске.
  • Рисование на мокрой бумаге может выручить, когда рисунок должен иметь расплывчатые очертания чего-либо, например, туман.
  • Фон для рисунка можно делать не простой кисточкой, а тем же поролоном или ватой.

Список нетрадиционных видов изодеятельности можно продолжать до бесконечности. Главное -полет фантазии, не стоит ограничиваться шаблонным рисованием кисточкой или карандашами.

К нетрадиционной технике можно отнести и картины кусочками ткани -собирать обрезки в отдельный мешочек, потом разрезать ткань на мелкие части и клеить на бумагу. Можно рисовать смятой бумагой -смять лист бумаги в руках, затем окунуть в краску и отпечатать на листе.

Нетрадиционные техники всегда привлекают детский интерес, так как дети всегда стремятся к чему-то новому и необычному. Можно делать поделки из нетрадиционных материалов, например, подарить вторую жизнь предмету, которым вы не пользуетесь. Можно рисовать на ткани, пусть ребенок сам нарисует себе узор на майке.

Очень важно ежедневно делать что-то, что требует сосредоточенной работы пальцами рук. Развитие мелкой моторики положительно скажется не только на речи ребенка, но и на координации движений.

Нетрадиционные игры для развития мелкой моторики

Татьяна Кирюшатова
Нетрадиционные игры для развития мелкой моторики

Данный материал подготовлен мной в соавторстве с коллегой - Ставицкой Наталией Вячеславовной.

Давно известно, что чем больше сенсорных систем задействовано в процессе обучения и воспитания ребенка, тем эффективнее и успешнее проходит его развитие. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи. мышления ребенка. Движения кистей рук, пальцев несут особое развивающие воздействие. ведь они наделены большим количеством рецепторов, которые посылают нервные импульсы в центральную нервную систему и улучшают деятельность важнейших систем организма.

Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук улучшают память. умственные способности, снимают эмоциональное напряжение, усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а следовательно развить речь ребенка .

Все вышесказанное приводит к тому, что педагогам ДОУ следует очень серьезно относиться к организации в группах сенсомоторных уголков. Несмотря на то, что современные производители предлагаю множество игр и игрушек для развития мелкой моторики рук. особое внимания стоит уделить играм-самоделкам или нетрадиционному игровому оборудованию.

Нетрадиционные игры для развития мелкой моторики рук. представленные в нашей группе.

1. Различные бусы со шнурками для нанизывания.

2. Игры с резинками для волос. Карточки к игре нашли в интернете, распечатали и заламинировали.

3. Игра Цветущая полянка . Учимся застегивать пуговки.

4. Сенсорные коробки, наполненные фасолью, горохом, цветным рисом и маленькими игрушками.

6. игры с крышками от пластиковых бутылок.

7. Игра Вышивальщица . Сетки + атласные ленты.

8. Фетровые книжки-малышки. Их интересно листать и закреплять основные цвета.

9. Разноцветные губки.

10. Панно Подводный мир . Каждый элемент изготовлен из разного материала. Малыши с удовольствием трогают сначала предметы, сделанные из грубого шероховатого материала, затем из более мягкого

11. Вот такое игровое оборудование. Здесь можно и косички плести, и молнии застегивать, и ленточки скручивать.

Публикации по теме:

Презентация «Сенсорное воспитание детей раннего возраста» (из опыта работы) Сенсорное развитие-это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении.

Сенсорный модуль «Птичий двор» Игра - естественное состояние ребенка и является потребностью детского организма. В игре не только проявляются индивидуальные способности.

Источники: http://festival.1september.ru/articles/560514/, http://razvitiedetei.info/doshkolnoe-razvitie/netradicionnye-texniki-razvitiya-melkoj-motoriki.html, http://www.maam.ru/detskijsad/netradicionye-igry-dlja-razvitija-melkoi-motoriki.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Свечи цефекон ребенку 6 месяцев

Доктор назначил лекарство, и оно вам далее...

Лечение герпетической ангины у детей доктор комаровский

Особенности герпетической ангины Причины возникновения болезни, далее...

Диагностика социального интеллекта у детей дошкольного возраста

«Воспитание и развитие социального интеллекта дошкольников» (развивающая программа) Хорошо далее...

Популярные статьи

Интересно