Главная » Мозг ребенка

Возрастные особенности функционирования мозга ребенка

Возрастные особенности головного мозга

Головной мозг у новорожденного относительно большой, масса его в среднем 390 г (340-430 г) у мальчиков и 355 г (330-370 г) у девочек, что составляет 12-13 % от массы тела (у взрослых примерно 2,5 %). Масса мозга по отношению к массе тела у новорожденного в 5 раз больше, чем у взрослого, и определяется отношением 1:8 (у взрослого это отношение 1:40). К концу 1-го года жизни масса мозга удваивается, а к 3-4 годам утраивается. В дальнейшем (после 7 лет) масса головного мозга возрастает медленно и к 20-29 годам достигает максимального значения (1355 г у мужчин и 1220 г у женщин). В последующие возрастные периоды, вплоть до 60 лет у мужчин и 55 лет у женщин, масса мозга существенно не изменяется, а после 55-60 лет отмечается некоторое уменьшение ее.

У новорожденного лучше развиты филогенетически более старые отделы мозга. Масса ствола мозга равна 10,0-10,5 г, что составляет примерно 2,7 % от массы тела (у взрослого около 2 %), а мозжечка - 20 г (5,4 % от массы тела). К 5 мес жизни масса мозжечка увеличивается в 3 раза, к 9 мес - в 4 раза (ребенок умеет стоять, начинает ходить). Наиболее интенсивно развиваются полушария мозжечка. Конечный мозг у новорожденного развит также относительно хорошо. Лобная доля большого мозга сильно выпуклая и относительно невелика. Височная доля высокая. Островковая доля (островок) расположена глубоко. До 4 лет жизни головной мозг ребенка растет равномерно в высоту, длину и ширину. В дальнейшем преобладает рост мозга в высоту. Наиболее быстро растут лобная и теменная доли.

У новорожденного на поверхности полушарий большого мозга уже имеются борозды и извилины. Основные борозды (центральная, латеральная и др.) выражены хорошо, а ветви основных борозд и мелкие извилины - слабо. В дальнейшем, по мере увеличения возраста ребенка, борозды становятся глубже, извилины между ними рельефнее. Миелинизация нервных волокон в филогенетически более старых отделах мозга начинается и заканчивается раньше, чем в более новых отделах. В коре большого мозга раньше миелинизируются нервные волокна, проводящие различные виды чувствительности (общей), а также осуществляющие связи с подкорковыми ядрами. Миелинизация афферентных волокон начинается примерно в 2 мес и заканчивается к 4-5 годам, а эфферентных волокон несколько позже, в период от 4-5 мес до 7-8 лет.

Взаимоотношения борозд и извилин с костями и швами крыши черепа у новорожденного несколько иные, чем у взрослого. Центральная борозда расположена на уровне теменной кости. Нижнелатеральная часть этой борозды находится на 1,0-1,5 см краниальнее чешуйчатого шва. Теменно-затылочная борозда лежит на 12 мм кпереди от ламбдовидного шва. Соотношения борозд, извилин мозга и швов, характерные для взрослого человека, устанавливаются у детей 6-8 лет.

Мозолистое тело у новорожденного тонкое, короткое, так как одновременно с развитием и увеличением полушарий большого мозга мозолистое тело растет преимущественно в краниальном и каудальном направлениях, располагаясь над полостью промежуточного мозга (над III желудочком). По мере развития полушарий увеличивается толщина ствола мозолистого тела (до 1 см у взрослого человека) и валика мозолистого тела (до 2 см), что обусловлено увеличением количества комиссуральных нервных волокон.

Новейшие исследования по теме Возрастные особенности головного мозга

Американские ученые разработали новую карту головного мозга, которая на сегодняшний день является самой детальной. В результате работы исследователи открыли новые отделы головного мозга, о которых раньше даже не подозревали, поэтому новая работа.

Каталог готовых работБолее 40 тысяч работ
от рефератов до диссертаций

Тип: реферат Предмет: Физиология Страниц: 0 Год сдачи: 2012

Мы будем пользоваться современным списком литературы, выполним все требования по наполнению и оформлению, проверим на плагиат и проведем дополнительный контроль качества, бесплатно распечатаем работу у нас в офисе, позвоним и спросим на какую оценку вы защитились.

Оглавление

Введение 3
1. Возрастные изменения строения головного мозга 4
2. Особенности функционирования мозга новорожденного 6
3. Особенности функционирования мозга детей от 1 года до периода полового созревания 9
4. Развитие аналитико-синтетической деятельности в онтогенезе 13
5. Индивидуальные особенности ВНД ребенка 14
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Введение:

Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями. Переход от одного возрастного периода к последующему обозначают как переломный этап индивидуального развития, или критический период. Возрастная физиология имеет значение для понимания возрастных особенностей психологии ребенка. Объективное изучение функций мозга детей разного возраста позволяет выявить механизмы, определяющие специфику осуществления психических и психофизиологических функций на разных этапах детского организма, установить этапы, наиболее чувствительные к корригирующим педагогическим воздействиям, направленным на развитие таких важных для педагогического процесса функций, как восприятие информации, внимание, познавательные потребности. Знание возрастных особенностей органов движения и условий, способствующих их нормальному развитию, необходимо для разработки эффективных средств и методов физического воспитания, организации режима дня. В настоящее время физиологией накоплен значительный фактический материал, характеризующий возрастное развитие и инволюцию деятельности мозга человека. Достаточно полно изучены закономерности формирования условно-рефлекторной деятельности детей на уровне 1-й сигнальной системы - в этом направлении велись исследования Бехтерева и Щелованова, Красногорского, Касаткина и др. Рассматривая онтогенез функций мозга человека, можно отметить, что в деятельности головного мозга различаются два основных функциональных уровня: врожденный (безусловно-рефлекторный) и вырабатываемый (условно-рефлекторный). Врожденные реакции являются функцией низших отделов центральной нервной системы. К моменту рождения ребенка его нервная система по сравнению с другими органами и системами наименее развита и дифференцирована. В то же время именно она обеспечивает приспособление организма к условиям но¬вой, внешней среды и регулирует жизненно важные функ¬ции новорожденного.

Заключение:

По мере морфологического и функционального созревания головного мозга поведение ребенка подвергается непрерывному изменению и усложнению; постепенно все новые явления окружающей среды приобретают для него значение сигналов, и изменяются снова (безусловные рефлексы), на которых строятся новые формы поведения. В младшем дошкольном возрасте имеется четко выраженное преобладание роли 1-й сигнальной системы, влияние же формирующейся 2-й сигнальной системы еще относительно слабо. Лишь с 7-8 летнего возраста слово приобретает для ребенка главенствующее значение среди других раздражителей. Крайне важен некоторый регресс, отмечаемый в переходном возрасте, когда роль 2-й сигнальной системы значительно снижается и вновь восстанавливается лишь к периоду окончания созревания организма. В среднем к 17-летнему возрасту организм вступает в период гармонического соотношения функций сигнальных систем; у взрослого человека приблизительно до 50 лет наблюдается наиболее устойчивые отношения между сигнальными системами с четко выраженным функциональным преобладанием 2-й сигнальной системы.

Список литературы:

1. Антонова В.А. Возрастная анатомия и физиология. – М. Высшее образование, 2006. 2. Безруких М.М. и др. Возрастная физиология (физиология развития ребенка). – М. Академия, 2003. 3. Любимова З.В. Маринова К.В, Никитина А.А. Возрастная физиология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений.- М. Гуманит. изд. центр Владос, 2003,- Ч.1. 4. Обреимова Н.И. Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. М. Академия, 2000. 5. Сапин М.Р. Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. – Асадема, 2004. 6. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. - М. Академия, 2000.

Особенности развития головного мозга подростка

С самого первого дня, когда вы взяли на руки своего малыша и до дня нынешнего ребенок проходит определенные этапы развития и изменений. Превращение крохи – грудничка в малыша, а затем в озорного и любознательного ребенка и, наконец, период взросления – единый, поистине увлекательный процесс.

Будучи родителями, мы пытаемся осмыслить каждый из этапов и учесть возрастные особенности нашего ребенка, чтобы помочь ему и улучшить наши взаимоотношения и связь с ним. Однако приходит подростковый период, и над пониманием его особенностей родителям приходится поломать голову.

Важные моменты для понимания подростка

Мозг подростка похож на губку. Он впитывает столько информации, сколько вы ему предоставите. Как родитель вы должны проявить особую заботу о своем ребенке-подростке, так как это тот возраст, когда формируются привычки, которые останутся с ним на всю жизнь, и ваша ответственность заключается в том, чтобы привить ему лучшие из них. Очень важно следить за ребенком, контролировать и направлять его на протяжении всего подросткового периода.

  • Подростковый возраст – это тот период, когда мозг ребенка уже достаточно развит, но не настолько, чтобы независимо от ситуации поступать зрело. Большинство родителей считают, что это один из самых трудных периодов как для детей, так и для них - родителей.
  • В подростковом возрасте наступает решающий момент в развитии вашего ребенка. Это время самых больших изменений тела, энергетического потенциала и ума ребенка. И чаще всего это время противоречий, приводящих к беспорядку и путанице в голове подростка, что, по сути, является возрастной нормой.
  • Ситуацию усугубляет тот факт, что большинство родителей не имеют достаточных знаний о характерных эмоциональных и других переменах и, следовательно, не могут в полной мере понять своего ребенка.

Спросите у родителей подростка, что они чувствуют по отношению к своему ребенку, и они в большинстве случаев ответят, что чувствуют беспокойство и страх за него. Но задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему подростки ведут себя подобным образом? Ответ заключается в особенностях развития их головного мозга.

Как функционирует мозг подростка?

Развитие мозга у подростков включает в себя различные этапы и стадии, поэтому, чтобы лучше понимать поведение подростка, важно сначала изучить их.

Все еще на стадии формирования. Мозг подростка находится в состоянии незавершенного строительства, в стадии формирования. К этому времени некоторые участки мозга уже подверглись развитию и стали более зрелыми, но остальные участки все еще остаются на уровне детского развития. Это приводит к совершенно экстремальным реакциям и поведению – иногда очень взрослому, а иногда абсолютно по-детски незрелому.

  • Родители должны понимать принципы развития мозга их подростка, чтобы помочь себе иметь дело со взлетами и падениями, позитивными и негативными моментами подросткового возраста.
  • В этот период наравне с ростом и изменением тела подростка растут и изменяются его жизненно важные органы. Хотя большинство родителей замечают лишь физические (телесные) изменения, важно научиться определять также и различные этапы развития мозга своего ребенка.

В детстве мозг развивается почти на 95%. Тем не менее в подростковом возрасте мозг проходит через некую реконструкцию. Эта реконструкция начинается с периода полового созревания и продолжается до 24–25-ти лет. В младшем возрасте мозг ребенка проходит этап стремительного развития, но позже в некоторых участках мозга это развитие останавливается и начинается новый процесс – процесс увеличения их эффективности.

Префронтальная кора и миндалина. Префронтальная кора (ПФК) расположена в передней части лобных долей головного мозга. В определенном смысле она является основным контроллером нашего мозга. ПФК помогает нам планировать, координировать и организовывать, принимать решения и регулировать свое социальное поведение, а также предоставляет нам рабочую память. У каждого ребенка развитие ПФК происходит в свое время. В некоторых случаях она продолжает развиваться и становится зрелой только к 24-м годам!

Миндалина (мозжечковая миндалина, миндалевидное тело) – это еще одна структурная часть мозга, расположенная внутри височной доли и напоминающая по форме грецкий орех. Принято считать, что миндалина созревает и развивается раньше, чем ПФК. Она отвечает за наши эмоции, как положительные, так и отрицательные, рефлекторные реакции и агрессию.

Временное несоответствие в развитии разных частей мозга считается одной из главных причин конфликтов, путаницы и противоречия в сознании подростка. В то время как эмоции вашего ребенка находятся на своем пике, его мозг еще не достаточно развит для того, чтобы заранее планировать, различать добро и зло или предвидеть последствия. Т. е. миндалина обслуживает экстремальные эмоции и импульсы подростка, но ПФК развита не достаточно, чтобы направлять их в правильное русло. В качестве примера представьте, что ваша правая нога бежит, а левая не может даже пошевелиться.

Вам как родителю очень важно помочь подростку притормозить, успокоиться и научиться правильным суждениям. Дайте ему понять то, что он делает, и к чему это может привести впоследствии. Учите ребенка житейской мудрости.

Исследования показывают, что большинство подростков из-за высокого уровня энергии привыкают ложиться спать поздно. Это приводит к нехватке сна и усталости. Врачи настоятельно рекомендуют подросткам ложиться спать в надлежащее время. Это помогает контролировать крайности и импульсивность их поведения. Помните: подросток переживает личностный переход из возраста зависимости в возраст независимости. Сделайте этот переход легким и полезным и станьте хорошим другом своему ребенку!

Источники: http://m.ilive.com.ua/health/vozrastnye-osobennosti-golovnogo-mozga_85332i16012.html, http://www.referatya.ru/catalog/detail/57758, http://childdevelop.ru/articles/psychology/440/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Биоакустическая коррекция головного мозга детям отзывы

Биоакустическая коррекция (БАК): часто задаваемые далее...

Читать общий анализ крови детей

Как правильно читать далее...

Упражнения футбольным мячом детей

Упражнения для детей 4-6 лет Цель далее...

Популярные статьи

Интересно