Главная » Мозг ребенка

Возрастные особенности головного мозга ребенка

Развитие мозга после рождения

Новорожденный не приспособлен к внешней среде, включая биологическую и социальную. Развитие головного мозга зависит от наследственных генных свойств, питания и характера влияния окружающего человеческого общества. Для полноценного развития нервной системы необходимо взаимодействие биологического и социального факторов. После рождения организм вступает в контакт с внешней средой, которая воздействует разнообразными раздражителями, оказывающими влияние на развитие центральной нервной системы. Постепенно толщина коры головного мозга увеличивается. Развитие клеточной структуры коры головного мозга осуществляется в основном до 13 лет. Несомненно, что структурная перестройка коры происходит на протяжении всей жизни человека, но в более позднем возрасте эти изменения еще не поддаются количественной и качественной оценке.
Различные области коры имеют свои структурные цитомиелоархитектонические особенности и, следовательно, неодинаковую степень возрастных изменений, которые рассматриваются только в специальной литературе. Примером динамики перестройки может служить кора центральной и постцентральной областей. В предцентральной области к 10 годам кора утолщается за счет развития клеток III и IV слоев. Только после 10 лет волокна этих клеток в основном миелинизируются. В постцентральной области к 10 годам число миелинизированных волокон увеличивается в 7 раз. Отмечено, что миелоархитектоника коры созревает позднее, чем тело нейрона или волокна. Полностью представить анатомические особенности коры и вскрыть связанный с этой перестройкой физиологический смысл пока невозможно. Чтобы понять эти взаимоотношения, необходимо изучать структуру мозга и его функцию на живом человеке на протяжении всего его онтогенеза. В настоящее время проведение такого исследования представляет сложную техническую задачу.
У новорожденного полушарие головного мозга, основные извилины коры уже сформированы (рис. 489). После рождения в соответствии с увеличением полушарий, утолщением коры изменяются форма, глубина и высота борозд и извилин.
Височная доля после рождения развита лучше, чем другие доли мозга, тем не менее в ней происходит заметная клеточная перестройка (рис. 490).


489. Рельеф полушария мозга новорожденного (по Ю. Г. Шевченко).


490. Возрастные особенности коры верхней височной извилины (поле 38).
а — новорожденного, б — ребенка 6 мес (по Conel).

Гиппокамповая и обонятельная извилины к 6 месяцу смещаются в медиальном направлении за счет роста височной доли на стыке с теменной и затылочной долями. Верхняя височная извилина не развита, а борозды височной доли неглубокие и фрагментированы; они оформляются только к 7 годам.
Затылочная доля пропорционально к полушариям относительно мала, но содержит все борозды и извилины. Только шпорная и теменно-затылочная борозды у новорожденных выходят на латеральную поверхность полушария.
Значительные изменения происходят в нижнетеменной и нижней лобной борозде за счет возникновения многих мелких дополнительных борозд. Только с совершенствованием речедвигательных функций у ребенка к 5—7 годам лобная доля развивается настолько, что прикрывает островок мозга.
В передней и задней центральных извилинах на первом году жизни возникают глубокие дополнительные борозды 1-го и 2-го порядка. Межтеменная борозда разобщается от постцентральной борозды.
Варианты извилин. С середины XIX века началось детальное изучение вариабельности извилин и борозд мозга человека. Многие исследователи описали их варианты у людей разного пола, возраста, различных рас и народностей; был использован и исторический эволюционный метод. При изучении вариантов строения мозга учитываются признаки стабильности, ветвистости, длина, глубина и форма борозд. Наиболее стабильными являются центральная, лобно-краевая, восходящая ветвь латеральной борозды, нижняя постцентральная, теменно-затылочная, шпорная, верхняя и средняя височная, теменно-затылочная борозды. Чаще изменяются верхняя предцентральная и постцентральная борозды.
С освобождением передних конечностей у человека их функция изменилась, особенно правой руки, что обусловило функциональную доминантность левого полушария головного мозга. В доминантном полушарии также локализуется механизм произвольной речи, а механизмы мышления расположены в обоих полушариях. Праворукость не является врожденной, а развивается только путем упражнения правой руки. В связи с неравномерностью функций и возникает приобретенная асимметрия формы и микроструктуры мозговых полушарий.

Анатомо-физиологические особенности головного мозга.

Головной мозг – главный орган ЦНС. Он контролирует всю деятельность организма человека – как произвольную, так и непроизвольную.

Выделяют три основных отдела головного мозга: мозговой ствол, мозжечок и большой мозг.

Большой мозг состоит из двух полушарий – правого и левого, соединенных между собой мозолистым телом, он определяет интеллект и личность человека, а также двигательные и чувствительные функции.

Мозжечок расположен кзади и ниже большого мозга. Главная его функция – поддерживать тело в определенном положении и координировать движения.

Ствол мозга – самое древнее образование головного мозга. Состоит из промежуточного, среднего мозга, моста и продолговатого мозга. Он связан с большим мозгом, мозжечком, спинным мозгом проводящими путями.

Ствол мозга управляет такими жизненно важными функциями, как дыхание, кровообращение, пищеварение.

Масса мозга – 2% от массы тела, при этом мозг забирает на себя 15% сердечного выброса и 20% поглощенного в легких кислорода.

Головной мозг находится в жесткой полости черепа: ткань мозга составляет 80%, кровь – 10%, ликвор – 10%. Мозговая ткань обладает высокими вязко-упругими свойствами, поэтому при увеличении объема ликвора, внутричерепных кровоизлияниях и отеке мозга происходит её сжатие, уменьшение количества притекающей крови, а это приводит к ишемии мозга.

95% метаболизма мозга осуществляется аэробным путем, 5% - анаэробным, поэтому любая ишемия мозга быстро приводит его к гибели.

Важное условие нормального функционирования мозга – постоянство внутричерепного давления.

Анатомо-физиологические особенности головного мозга.

  1. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ СПИННОГО МОЗГА
    От спинномозгового нерва отходит ветвь к твердой оболочке спинного мозга - r. meningeus, которая содержит в своем составе и симпатические волокна. R. meningeus носит еще название возвратного нерва, так как она возвращается в позвоночный канал через межпозвоночное отверстие. Здесь нерв делится на две ветви: более крупную, идущую по передней стенке канала в восходящем направлении, и более мелкую,
  2. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ СПИННОГО МОЗГА. ВОЗМОЖНОСТЬ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ПОВРЕЖДЕНИИ СПИННОГО МОЗГА
    АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ СПИННОГО МОЗГА. ВОЗМОЖНОСТЬ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ПОВРЕЖДЕНИИ СПИННОГО
  3. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОЖИ
    Кожа представляет собой сплошной защитный покров, отграничивающий внутреннюю среду организма от воздействия внешней среды. В состав кожи входят: эпидермис — поверхностный слой с его придатками (это волосы, ногти, потовые железы), дерма, подкожно-жировая клетчатка (гиподерма). Площадь кожи у ребенка, приходящаяся на 1 кг массы, больше, чем у взрослого. Толщина кожи определяется полом и возрастом и
  4. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА
    Главными показателями способностей ребенка являются его рост и развитие. Эти два общих процесса имеют некоторые отличия. Под таким понятием, как рост, мы понимаем увеличение роста, массы тела и другие физические показатели, в то время как развитие — это «рост» интеллектуальных, поведенческих, социальных структур мозга. Все это контролируется множеством факторов как внутри ребенка, так и вокруг
  5. Анатомо-физиологические особенности собак
    Собака - одомашненное хищное животное. За 10-15 тыс. лет приручения человеком у собаки по сравнению с волком изменились лишь психика и гормональная система. Хотя собака и приспособилась к жизни с человеком, но все же сохранила свои специфические потребности как вид животного и осталась, в сущности, волком. Собаки много дней могут жить без еды, долго терпят жажду, но без сна погибают в
  6. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПТИЦЫ
    По строению организма и характеру многих физиологи­ческих процессов птицы значительно отличаются от других сельскохозяйственных животных. Кожа и кожный покров птиц имеют существенные изме­нения: в ней нет ни потовых, ни сальных желез. Имеется лишь одна копчиковая железа, вырабатывающая маслянистый сек­рет, который птица использует для обработки перьев с це­лью предохранения их от намокания.
  7. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ
    АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
  8. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
    К моменту рождения созревание почек еще не закончено. Клубочки у новорожденных значительно меньше, чем у взрослых, их фильтрующая поверхность составляет 30% нормы взрослого. Канальцы короче и уже. По сравнению со взрослыми реабсорбция мочи у детей снижена. С возрастом органы мочевыделения меняются. У детей младшего возраста размеры почек относительно больше, отношение их массы к массе тела
  9. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
    Начало формирования трахеопульмональной системы начинается на 3—4-й неделе эмбрионального развития. Уже к 5— 6-й неделе развития эмбриона появляются разветвления второго порядка и предопределено образование трех долей правого легкого и двух долей левого легкого. В этот период образуется ствол легочной артерии, врастающей в легкие по ходу первичных бронхов. У эмбриона на 6—8-й неделе развития
  10. Краткие анатомо-физиологические особенности ОДА детей
    Скелет ребенка в процессе роста и развития подвергается сложным преобразованиям. Внутриутробно окостенение скелета происходит довольно поздно, и при рождении в нем еще много хрящевой ткани, особенно в позвоночнике, запястьях, костях таза. Костная ткань у ребенка грудного возраста имеет волокнистое строение, бедна минеральными солями, богата водой и кровеносными сосудами. Поэтому кости ребенка
  11. Учет анатомо-физиологических особенностей пищеварительной системы человека
    Пищеварительная система человека на протяжении миллионов лет эволюции приспосабливалась к переработке и усвоению исключительно природных веществ, что и сказалось на особенностях ее строения, среды, пищеварительных ферментов, бактериальной флоры и т.д. Для каждого вида продуктов существует своя программа последовательного включения в работу отделов ЖКТ. В анатомо-физиологическом плане это
  12. Анатомо-физиологические особенности кожи у детей
    Анатомо-физиологические особенности кожи у
  13. Анатомо-физиологические особенности кожи. Сыпь.
    Кожа =это трехмерная пограничная ткань Кожа — трехкомпонентная тканевая основа: эпидермис, дерма, гиподерма. Она реализует гомеостаз организма. Наиболее важной является барьерная функция кожи, которая обеспечивает эластичность, упругость, прозрачность. Общая площадь кожи 1,5-2 м. ЭПИДЕРМИС весит 500-600 г и состоит из пяти слоев: Самый нижний слой — слой базальных клеток
  14. Анатомо-физиологические особенности ребенка с точки зрения ане­стезиолога
    Анатомо-физиологические особенности детского организма являются ос­новным фактором, определяющим специфику анестезиологической защиты ре­бенка. Эти особенности и отличия от взрослых больных наиболее выражены у новорожденных и детей раннего возраста. Новорожденный и, особенно, недо­ношенный ребенок, страдающий тем или иным заболеванием, с точки зрения анестезиолога представляет собой пациента с
  15. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОСТНО-МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ
    Одним из основных условий правильного развития ребенка является хорошо сформированная и функционирующая опорно-двигательная система. К моменту рождения структурная дифференцировка костной системы не закончена. Особенностью костной ткани у детей является то, что эпифизы трубчатых костей, костей кисти и стопы состоят из хрящевой ткани. Первые ядра окостенения в хрящевой ткани закладываются на 7—8-й

Источники: http://www.medical-enc.ru/anatomy/razvitie-mozga-posle-rozhdeniya.shtml, http://xn--80ahc0abogjs.com/terapiya-anesteziologiya-intensivnaya/anatomo-fiziologicheskie-osobennosti-golovnogo.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Острицы у детей симптомы и лечение

Острицы у детей Достаточно часто на одежде, коже далее...

Через сколько часов проявляется аллергия у грудничков

Подскажите, пожалуйста :091:,как скоро далее...

Какие антибиотики колоть ангине ребенку

Уколы от ангины Причиной далее...

Популярные статьи

Интересно