Главная » Обучение детей

Особенности консультирования детей и подростков

Особенности консультирования детей

Последнее время родители всё чаще решают обратиться к психологам за помощью.

Это связано с увеличением доверия к этой профессии и с возросшим уровнем квалификации специалистов (что в свою очередь повышает степень доверия к ним). И, конечно, заинтересованность родителей, стремящихся вырастить и воспитать детей, учитывая все их способности и таланты.

Обращаясь к специалисту, родители обязательно должны уточнить, работает ли он с детьми (некоторые специалисты работают только с взрослыми). Существует несколько сценариев работы:

- индивидуальная беседа с родителями, индивидуальная работа с подростком, заключительная беседа с родителями,

- общая беседа, индивидуальная работа с подростком, заключительная беседа с родителями,

- общая беседа, индивидуальная работа с подростком, общая заключительная беседа,

- работа со всей семьёй.

Выбрав формат работы, который больше всего подходит Вам, обсудите его со специалистом.

Остановимся на некоторых особенностях консультирования детей.

Чаще всего их приводят родители (а иногда бабушки). Если бабушка не является официальным опекуном, то психолог обязан поинтересоваться, одобрен ли о визит родителями. И то, как они подготовят ребёнка к визиту, то, что они ему скажут, может значительно повлиять на весь процесс. Если родители не дали правдивую точную информацию о том, зачем они идут к специалисту, и что там будет происходить, ребёнок может отказаться сотрудничать, и это затянет процесс установления контакта, поскольку главное условие результативного консультирования – добровольное участие клиента. Если же ребёнка вынудили или заставили прийти к психологу - это очень снижает продуктивность консультирования. Детским психологам часто приходится сталкиваться с подобной ситуацией. Родителям стоит предварительно познакомиться со специалистом не только для того, чтобы уточнить уровень его квалификации, продолжительность консультирования, целесообразность работы с ребёнком. Но главное для того, чтобы понять, насколько им комфортно работать с этим специалистом и готовы ли они ему доверить ребёнка. А затем расспросить, как и что он будет делать, для того чтобы подготовить сына или дочь к визиту.

Продолжительность сеанса работы с ребёнком вдвое меньше, чем с взрослым.

Поэтому способы должны быть максимально эффективны и интересны ребёнку (необходимо учитывать не только личностные характеристики, но и возраст).

При первой встрече гораздо больше времени (чем в работе с взрослыми) может уйти на установление контакта, снятие тревожности (поскольку дети более впечатлительны и эмоциональны, чем взрослые) и удовлетворение любопытства ребёнка. Это очень важно. Чем больше ребёнок знает, тем меньше уровень тревожности и меньше страхов. В то же время ребёнок должен получить только ту информацию, которая будет ему понятна и полезна. Если она будет излишне подробной или непонятной, это может только помешать. Следует заметить, что уже период установления контакта является очень информативным для психолога при выборе способов работы с ребёнком.

Первая встреча с маленьким клиентом будет диагностической. На ней специалист проверит точность и обоснованность запроса, (поскольку родители часто видят только «верхушку айсберга» - например, изменения в поведении ребёнка. Им сложно выявить причину этих изменений) и составит план работы с ребёнком во время следующих встреч. Только после этого, РОДИТЕЛИ принимают окончательное решение по продолжению или прерыванию сотрудничества.

Многие дети, особенно младшего возраста, склонны говорить: «Мы ничего не делали, только играли и рисовали» (для них это действительно так выглядит). Поэтому, если родители выбирают форму, индивидуальной работы с ребёнком без их присутствия, все возникающие вопросы об используемых техниках необходимо задавать специалисту (чтобы избежать возможных недоразумений).

На этапе диагностики и прояснения запроса с маленькими детьми сложно использовать интервью или беседу, так как дети не видят своих проблем, они ведут себя соответственно полученным от взрослых знаниям и конкретным обстоятельствам. И уверенны, что делают всё правильно. У них слабо развито ассоциативное мышление, небольшой жизненный опыт, они эмоциональны и впечатлительны. Кроме того, у малышей не развита саморефлексия и свои действия и поступки они оценивают по реакции и словам взрослых. Именно поэтому чаще всего родители приходят с запросом на работу с ребёнком и именно они озвучивают проблему (как они её видят).

Таким образом, психологу необходимо воссоздать целостную картину проблемы, определить направление работы с ребёнком, провести коррекцию детского поведения и ОБЯЗАТЕЛЬНО обсудить с родителями стратегию их новых отношений с сыном или дочерью. Это важно, так как устойчивое изменение поведения ребёнка возможно только при коррекции внутрисемейных отношений, и при изменении поведения взрослых членов семьи. РАБОТА ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА - ЭТО РАБОТА СО ВСЕЙ СЕМЕЙНОЙ СИСТЕМОЙ. Поэтому очень важно понимание и поддержка со стороны родителей.

Родители имеют полное право присутствовать во время консультирования (особенно, если ребёнок не достиг 12-летнего возраста), чтобы знать о том, что происходит. И этот факт может оказывать очень большое влияние на поведение ребёнка во время консультирования (как позитивное, так и негативное). Ребёнок в их присутствии может испытывать излишнюю тревожность и страх; может вести себя, демонстративно привлекая внимание; может играть роль правильного ребёнка, который во всём угождает родителям и т.п. Т.е. бессознательно тормозить процесс работы. Но в то же время родители лучше знают контекст, в котором ребёнок проявляет беспокоящие их качества и могут помочь быстрее разобраться.

Работая с ребенком, специалист должен полагаться исключительно на свою наблюдательность и знания. Поскольку у детей низкая способность (подростки) или неспособность (раннее детство, младшая школа) к рефлексии (анализу собственных поступков и проблем). Психолог не может сказать ребёнку: «Я предполагаю, что с тобой происходит вот это» и ожидать подтверждения или опровержения своей гипотезы.

Коррекционная работа с детьми должна проходить очень бережно, тщательно проверенными методиками и исключительно индивидуально отредактированными под каждого маленького клиента, поскольку их психика более ранимая, чем у взрослых. Также у детей более слабые защитные механизмы и, как следствие, более уязвимая энергетика.

При работе с подростками также необходимо учитывать незрелость самосознания, интеллекта, личности и психики в целом, что обусловливает отсутствие критической оценки своих действий, повышенное критическое оценивание других, слабая способность называть эмоции, переживаемые им самим или другими людьми, подвижность, сверхценные интересы и увлечения (повышенная охваченность детей своим увлечением), пассивное, а порой и протестное отношение к общению с психологом.

Особенности консультирования связаны также с тем, что психологические и физиологические особенности детей каждого возрастного периода очень отличаются друг от друга.

- раннее детство (дошкольный возраст) – от 2 до 6 лет,

- среднее детство (младшие школьники, младшие подростки) – от 6 до 12 лет,

- подростковый (средние и старшие подростки) возраст – от 12 до 19 лет.

Развитие восприятия, мышления, волевой сферы, способности к ассоциативному мышлению и рефлексии имеют разные характеристики в разном возрастном периоде. В связи с этим одни и те же формы и методы консультирования в каждом возрасте используются по-разному.

Формы работы с детьми очень разнообразны:

- составление экспертного психологического портрета,

Психологическое консультирование - Консультирование психолога в школе

В силу особенностей возраста подросток чаще всего не осознает потребности в психологической помощи. На первом этапе консультирование консультант решает две задачи:
1) формирование мотивации на работу у подростка, осознание им необходимости социально-психологической помощи;
2) диагностика консультантом знаний подростка о природе человеческих отношений, умения отделять главное от второстепенного, об опыте(положительном или отрицательном), который подросток вынес. общаясь со значимыми взрослыми, его понимании норм поведения, жизненные ценности.


Кризисные состояния у подростка чаще всего вызывают следующие ситуации:
1) переживания по поводу оскорблений, запугивания, угроз физического насилия, издевательского отношения более старших в школе и на улице;
2) взаимоотношения в семье;
3) сексуальное насилие;
4) тревога по поводу значимых людей;
5) беременность;
6) взаимоотношения с друзьями и любимыми и т.п.
Кризисные состояния у подростков проявляются в форме переходящих состояний психического напряжения, замкнутости, пассивности или эмоциональных расстройств.
Переживаемый ребенком кризис острее воспринимается по сравнению с аналогичным в другом, более зрелом возрасте. Подросток чаще испытывает фрустрационные состояния.
Первая задача консультанта – сформировать доверительные отношения. Если кризис связан с отношениями с родителями, даже эффект «Оказывается не все взрослые такие плохие, как я думал», «Некоторые меня понимают» уже является психотерапевтическим эффектом. Положительное начало консультации – подчеркивание взрослости подростка, самостоятельности, добровольности. В работе с подростком не может быть единственно правильной линии поведения консультанта, все зависит от его опыта и интуиции. Если проблемная ситуация связана с родителями, то первая консультация проводится с подростком, затем с родителем и только после этого можно провести совместную сессию. Хорошим приемом в работе с подростком может быть техника обмена ролями, драматизации, задание посмотреть на ситуацию с другой позиции. Хорошим подспорьем могут быть рисунки. На консультациях с подростки целесообразно вводить информирование с целью расширения психологической осведомленности. Ребенка не следует перегружать вопросами.
Коммуникативные умения подростка:

  • подросток умеет принимать знаки внимания. но не умеет их оказывать( не ждите благодарности за консультацию).
  • Подросток принимает критику, если она справедлива.
  • Подросток не умеет выбрать адекватную реакцию на несправедливую критику; в таких ситуациях демонстрирует провокационное поведение
  • У подростков существует негласный запрет на моральную поддержку, проявление искренних чувств, но они готовы оказать действенную помощь
  • Говорить о своих переживаниях для подростка равнозначно проявлению слабости

Для выбора поведения в кризисной ситуации для подростка характерны варианты или зависимого поведение, подчинение либо агрессивное провокационное поведение. Консультанту нужно помнить, что для современного подростка такие ценности взрослых, сформированных в другую эпоху, как активная жизнь, творчество, познание, профессиональное становление, будущее после школы, не являются актуальными для их переживаний и вызывают всплеск личностной тревоги. Высшие рейтинги в ценностях подростков занимают «материальная обеспеченность», «счастливая семейная жизнь», дружбы, уверенность в себе, любовь.

Обратилась классная руководитель 8 класса по поводу ученицы Тани А. Девочке 15 лет, проживает в семье, где отец алкоголик, мать зависимая от него женщина. Девочка, несмотря на неплохой интелект, учится все хуже и хуже, стала замкнута. депрессивна, на доверительный разговор не идет.
Задачи: возможности консультирования классной руководительницы и в случае прихода матери. как работать с ней( в ситуации если женщина интеллектуально ограничена и интеллектуальна достаточна) Вариант выбирает «клиент».

* Задачи социального педагога при работе с классным руководителем:1) собрать информацию более подробную о поведении девочки (в т.ч. с целью исключения фактов насилия), о сохранившихся доверительных отношениях со сверстниками, о значимых лицах для нее, которые способны оказывать влияние, о существующих увлечениях, интересах, привлечь к работе психолога с целью диагностики. Изучить обстановку дома, уточнить информацию о родителях, степени алкоголизации отца, степени зависимости-независимости матери и т.п.
*Задачи психолога: Работать с подростком с целью выяснения характера сложившихся отношений между девочкой и матерью. оставшихся каналах влияния девочки на мать(любит, жалеет, вместе спасаются от отца и т.п.). Далее работа с матерью по традиционному алгоритму, включив анализ эффективности взаимоотношений с дочерью и возможен третий этап. совместная работа с матерью и дочерью.

Примерное содержание минимальной информации при консультировании развода, расставания.

1.Общие сведение: стаж в браке, наличие и возраст детей, с какого момента произошел развод.
2. Оформлен ли юридический развод. Как давно.
3. Как воспринимается развод: эмоционально переживаемым, или связан с материальной составляющей, или разделом имущества, детьми.
4. Ситуация в разводе воспринимается как безвыходная или как временные трудности, что говорит о перспективах, изменилось ли самоотношение.
5.Какие мысли и чувства и намерения остались по отношению к бывшему супругу.
6. Какая существует объяснительная схема развода
Помните: эмоциональный фон развода создает женщина.

Ребенок.
1.Что знает о разводе.
2.Говорили ли ему причины и какие ,если говорили. как сейчас характеризует ребенка
Об истинных причинах развода ребенку говорить не надо, ни одного из родителей в глазах ребенка обвинять нельзя.
3.Что изменилось в жизни ребенка:
4. Как складывается общение родителей и ребенка

Примерное содержание минимальной информации в ситуации запросов, связанных с подростками

1. Состав семьи, возраст родителей, количество детей.
2. Особенности функционирования семьи, эмоциональный семейный климат, характер семейных отношений.
3. Локус жалобы, симптомы в поведении подростка (для анализа возможных вторичных выгод)
4. Выяснить характер общения с подростком в семье, стиль семейного воспитания
5. Выяснить ожидания каждого родителя относительно ребенка,
6. Выделить из них деструктивные ожидания
7. Выяснить какие послания получал ребенок от родителей. относительно его личностных качеств, ума, успешности и т.п.
8. На консультации использовать приемы, типа «горячего стула» в ходе которых родитель смог бы взглянуть на ситуацию глазами подростка

Основы консультирования детей и подростков с использованием средств онлайн-коммуникации

Дата проведения: 26.09. -23.10 г.

Количество академических часов: 54

Предлагаемый Вашему вниманию курс основан на трехлетнем опыте работы консультантов сайта «Помощьрядом.рф», посвященный вопросам жестокого обращения с детьми, интернет-безопасности, насилия со стороны сверстников и другим проблемам, с которыми сталкиваются дети и подростки.
Курс, в первую очередь, предназначен для будущих консультантов-волонтеров сайта «Помощьрядом.рф» и ориентирован на психологов и студентов старших курсов психологических факультетов.

1. Теоретический блок:

-Основы психологического консультирования. Особенности консультирования в сети Интернет.
-Кризисное консультирование.
-Утрата, работа с горем.
-Особенности консультирования детей, пострадавших от насилия.
-Суицидальное поведение детей и подростков.

Блок включает: материалы для самостоятельного изучения, вебинары, обязательные для посещения, задания для самостоятельной работы.
Положительный результат при прохождении контрольного теста и выполнение задания по написанию эссе гарантирует слушателю получение сертификата о прохождении теоретической части курса «Основы консультирования детей и подростков с использованием средств онлайн -коммуникации».

2. Практический блок (стажировка):

Дистанционное участие в демонстрационных сессиях (консультирование детей и подростков на сайте «помощьрядом.рф» в режиме реального времени) и самостоятельное проведение консультаций совместно с психологом-супервизором: не менее 8 часов.
Общая продолжительность обучения: 2 -2, 5 мес. (в зависимости от окончания стажировки).

По результатам всех самостоятельных работ и контрольных заданий слушатель будет (или не будет) рекомендован к прохождению стажировки.

Источники: http://children-cil.com/stati/517.html, http://vashpsixolog.ru/counseling-psychologist/136-counseling-psychologist-in-the-school/1176-konsultirovanie-podrostkov, http://child-protection.ru/schedule/osnovy-konsultirovaniya-detej-i-podrostkov-s-ispolzovaniem-sredstv-onlajn-kommunikacii

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Ребенка температура 38 5 болит живот

17 апр 2014, 16:45 Здравствуйте Вчера у сынишки далее...

Количество детей результаты диагностики очень

Подходы к решению вопроса диагностики образовательной деятельности в далее...

Стафилококк симптомы у детей до года

Стафилококк у новорождённых: симптомы, лечение, последствия Сегодня в далее...

Популярные статьи

Интересно