Главная » Обучение детей

Особенности учебной деятельности ребенка

Учебная деятельность детей дошкольного возраста

Из различных видов деятельности в дошкольном детстве начинает выделяться учебная деятельность как специфический вид целенаправленной деятельности по усвоению социально выработанного опыта, эмпирических и теоретических знаний в условиях организованного обучения. Учебная деятельность не является игрой, а формируется под непосредственным педагогическим воздействием в процессе обучения. В дошкольном возрасте появляются первые предпосылки в развитии способности учиться, формируются основные предпосылки учебной деятельности: принятие учебных задач, овладение обобщенными способами решения задач, овладение действиями контроля и оценки. Это осуществляется в процессе сотрудничества, психолого-педагогического взаимодействия ребенка и взрослого, направленного на социально-личностное развитие и формирование готовности к учебной деятельности.

Учебная деятельность не надстраивается механически над предыдущей – игровой, поскольку наличие психологических предпосылок, формирующихся в игре, еще не предопределяет психологической готовности к овладению учебной деятельностью, которая возникает в результате целенаправленного формирования. Деятельность старшего дошкольника должна быть организована таким образом, чтобы в ней возникали и развивались психические функции, необходимые для учебной деятельности, и которая являлась бы логическим переходом от игровой деятельности к учебной. Формирование психолого-педагогической готовности к учебной деятельности предполагает опору на ведущую деятельность данного возраста – игру. Сначала в игру вводится учебная задача, которая подчиняется игровой задаче; игровая деятельность при этом сохраняет свою структуру, а новый компонент – учебная задача как бы надстраивается. Постепенно способ решения и продукт заменяются соответствующими компонентами учебной деятельности. Затем смыслообразующая мотивация учебной деятельности включается как подчиненная мотивации игровой деятельности на основе соподчинения мотивов.

Формирование отдельных компонентов учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте успешно проходит на специально организованных учебных занятиях в процессе рисования, лепки, аппликации, конструирования и др. На учебно-игровых занятиях у дошкольников формируются такие элементы учебной деятельности, как способность действовать по образцу, умение воспринимать и выполнять инструкцию, умение оценивать свою работу и работы других детей. Учение как деятельность детей, направленная к цели, выдвинутой педагогом, только на первых этапах соединена с игрой. Но со временем начинают преобладать мотивы учения (сделать, выполнить). Формирование предпосылок учебной деятельности осуществляется в ситуациях сотрудничества, общения, различных типов межличностного взаимодействия, в том числе и взаимодействия с педагогом, основной характеристикой которых выступает личностно ориентированный подход.

В экспериментальном исследовании Д. А. Дубских по разработке и апробации модели организации учебно-познавательной деятельности детей в дошкольных учреждениях доказана эффективность следующих форм организации деятельности детей: мастерские по изготовлению продуктов детского творчества ( Ателье куклы Барби , В гостях у Самоделкина и др.); кружки, студии ( Телевидение , Юные натуралисты , Мы – журналисты , Школа разведчиков ); создание мини-музеев ( Музей говорящих вещей , Русская изба ); выпуск детского журнала ( Кораблик ); проекты – поиск истины ( Мы следопыты ), занимательный (познавательный) час ( В гостях у Хозяйки Медной горы , Самый умный , Удивительное рядом ), видеоэкскурсии и др.

Учебная деятельность оказывает существенное влияние на психику ребенка. Он становится более собранным, дисциплинированным, внимательным, организованным. Формируются знания, умения и навыки, расширяются познавательные интересы, развиваются волевые свойства личности, самосознание. Совместная учебная деятельность предполагает определенное влияние детей друг на друга, направляемое в воспитательных целях, что составляет важную основу для развития у детей самостоятельности, умений действовать организованно, совместно. Установившееся положительное отношение и развивающаяся познавательная мотивация позволяют легко перейти от игры к занятиям.

Дидактические средства образовательной работы с детьми дошкольного возраста можно разделить на две группы:

• первая группа характеризуется тем, что обучение ведет взрослый (главное при этом – психологическое влияние взрослого на детей в обстановке совместной деятельности взрослого и ребенка);

• во второй группе обучающее воздействие передается дидактическому материалу, дидактической игре, построенной с учетом образовательных задач (основа такого воздействия – принцип автодидактизма. Дидактический материал, дидактические игры, учебно-игровые задания направляют деятельность ребенка, дают ему возможность самообучения. Роль взрослого проявляется косвенно: в подготовке методических учебно-игровых заданий, в организации обстановки этих игр, в смене заданий в процессе игры, в индивидуальных уроках).

С точки зрения формирования предпосылок учебной деятельности в дошкольном возрасте наибольшая эффективность принадлежит таким средствам обучения, где взрослый дает детям не только знания и умения, но и способ овладения ими, активно воздействуя на детей. При этом необходимо ориентироваться на дидактические принципы, основанные на психологических закономерностях детей дошкольного возраста: принцип воспитывающего и развивающего обучения, принцип научности, принцип наглядности, систематичности и последовательности, принцип доступности, сознательности и активности в обучении.

В методическом аспекте для развития учебной деятельности дошкольника используются разнообразные дидактические материалы и пособия. Дидактические игры, игровые задания и приемы повышают интерес к содержанию занятий, активизируют детей. При натичии заинтересованности у детей появляется желание выполнить работу, активизируется поиск интересных путей решения, контроль своих действий и действий других. Таким образом, к концу дошкольного возраста формируются предпосылки учебной деятельности в процессе специально организованных учебных занятий, развиваются познавательные интересы, умение учиться, что во многом обусловливает уровень готовности к школьному обучению. Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников происходит эффективнее при интеграции игровой и учебной деятельности, обеспечивающей субъектную активность ребенка.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Глава 4. Особенности учебной деятельности шестилетних детей

§ 1. Учебная деятельность и ее мотивы

Психологи установили, что именно возраст шести (а не семи) лет является наиболее благоприятным (сензитивным) для обучения чтению. Если начинать позже, то освоение грамоты будет осуществляться с большим трудом и напряжением. Важно не упустить оптимальные сроки, тем самым способствуя своевременному психическому развитию, предупреждению его возможной задержки.

В процессе учебной деятельности ребенок приобретает знания об окружающем мире, новые навыки, умения. Учебная деятельность есть прежде всего такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Это его деятельность по самоизменению (СНОСКА: Здесь важно подчеркнуть один момент. Посещать школу еще не значит владеть учебной деятельностью, уметь учиться. Учебная деятельность—это не обычная учеба школьников, их стихийно сложившееся учебное поведение. Учебную деятельность отличает от обычного учебного поведения два аспекта: во-первых, ученик сам стремится к тому, чтобы в ходе учебы он изменялся, рос, и, во-вторых, направление этих изменений не любое, а совпадающее с целью учебной деятельности (развитие личности в ходе учебного процесса).

Например, если ученик посещает школу и делает уроки ради того, чтобы не расстраивать родителей, или ради того, чтобы избежать наказаний и т. п. то его деятельность не является учебной.

Во всякой деятельности различают цель и мотивы. Цель деятельности—это ее осознаваемый результат. Но насколько шестилетний ребенок способен осознавать результат и стремиться к нему, т. е. удерживать цель? Некоторые психологи, сторонники так называемой «спонтанной», или «процессуальной», теории детской деятельности считают, что на этой ступени развития у ребенка еще нет побуждений действовать целенаправленно и в основе его деятельности лежит увлечение самим процессом безотносительно к его результатам. На этом подходе основана теория «непреднамеренною обучения», в процессе которого дети не стремятся к результатам—к овладению знаниями, умениями. Так, один из крупных пред ставите чей этого направления, немецкий психолог В Штерн считал, что дошкольник не обладает «сознательной волей к учению», что он настолько захвачен настоящим моментом, что еще далек от намерения приобрести что-либо впрок, для будущего. Учение дошкольника, по его мнению, является не чем иным, как продуктом другой деятельности, бессознательным отбором» впечатлений, которые в избытке поставляет ему окружающая среда.

Особенности учебной деятельности детей с задержкой психического развития и пути её нормализации.

Особенности учебной деятельности детей с задержкой психического развития и пути её нормализации.

Деятельность детей с задержкой психического развития (далее детей с ЗПР) характеризуется общей неорганизованностью и недостаточной целенаправленностью. Отмечается и слабость её речевой регуляции. Эти особенности создают дополнительные трудности в процессе овладения учебным материалом и обусловливают необходимость коррекционной работы.

При коррекции указанных отклонений необходимо учитывать особенности деятельности детей, проявляющиеся на уроках по любому предмету школьного курса.

Во время выполнения задания дети указанной категории допускают лишние, не всегда адекватные действия, не делают попыток найти рациональные приемы работы. Дети с ЗПР затрудняются в адекватном словесном обозначении совершаемых действий и точном выполнении предложенных речевых инструкций. В их словесных ответах нет четкого обозначения последовательности произведенных действий. Вместе с тем, содержится описание второстепенных, мало значимых моментов. Кроме того, отчеты о проделанной работе говорят о трудностях их речевого оформления, нечеткости и ограниченности словарного запаса, малой вариативности употребляемых грамматических форм.

Нарушение регулирующей функции речи отрицательно сказывается на формировании умения осуществлять необходимый поэтапный контроль. Дети часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда находят допущенные ошибки.

Дети указанной категории не проявляют достаточно стойкого интереса к предложенному заданию; они мало активны, безынициативны, не стремятся улучшить свой результат, осмыслить работу в целом, понять причины ошибок. Это приводит к тому, что учащиеся продолжают допускать прежние ошибки. Интерес к заданию у них быстро угасает, особенно при возникновении затруднений в работе, которые они не стремятся преодолеть.

Среди детей с ЗПР (в плане их отношения к деятельности) можно выделить две подгруппы. Некоторые дети нерешительны, не верят в собственные силы, боятся даже небольших трудностей. Другие, наоборот, излишне активны, импульсивны, переоценивают свои возможности. Они начинают выполнять задания с уверенностью в успехе, однако их действия оказываются мало продуктивными. Дети с ЗПР затрудняются выполнить задание по образцу. Они не соотносят имеющийся образец с инструкцией, не анализируют его; образец не определяет в нужной мере последующей деятельности детей. Например, вместо того, чтобы подчеркнуть в слове слог с определенной буквой, учащиеся подчеркивают лишь одну букву этого слога либо все слово целиком; иногда указательное требование вообще игнорируется.

Особые трудности эти дети испытывают при выполнении упражнений, включающих в себя несколько частных заданий (составить предложение, изменить слова, подчеркнуть указанный слог и т.п.). приступая в этих случаях к работе, они нередко проявляют нерешительность, задают учителю и друг другу вопросы, которые касаются того, что уже было сказано педагогом или объяснено в учебнике. Иногда ученикам надо помочь понять формулировку задания.

Выполняя упражнение с несколькими заданиями, дети не осмысливают его в целом, часто нарушают последовательность, затрудняются в переключении с одного приёма работы на другой. Некоторые задания (инструкции) ими вообще не выполняются, так как мешают соседние инструкции. При выполнении упражнений с несколькими заданиями увеличивается число ошибок, которые допускаются детьми с ЗПР при обычном списывании текста (например, замены и пропуски букв). Больше становится и самостоятельных исправлений по ходу выполнения работы.

Для характеристики учебной деятельности детей данной категории значимым является следующий факт. Выполняя очередное задание, один и тот же ученик может действовать как правильно, так и ошибочно. Например, ученику дано задание, состоящее из ряда частных заданий: выписать из текста определенные слова, разделить их на слоги, подчеркнуть в этих словах слоги с заданной буквой. При выполнении последнего задания ученик действует по-разному: подчеркивает в нем нужный слог, подчеркивает в нем одну букву, вообще ничего не подчеркивает. Подобное «соседство» правильного выполнения с ошибочным убеждает в том, что в данном и аналогичных случаях имеет место не непонимание инструкции, а временная утеря её из-за усложненных условий работы.

Недочет этих особенностей приводит к тому, что обусловленные ими затруднения увеличиваются в связи с нарастающей сложностью учебного материала. Коррекция отклонений учебной деятельности у детей с ЗПР должна занимать существенное место. При правильной организации работы с детьми данной категории нормализуется их учебная деятельность, повышается их мыслительная активность и совершенствуются мыслительные операции. Все это способствует реализации возможностей детей и повышает эффективность и обучения. Специальное внимание должно быть уделено воспитанию ответственного отношения к собственной деятельности. Необходимо добиваться, чтобы дети поняли причину допущенных ошибок и желали улучшить свои результаты. Формировать эти качества личности можно лишь на интересующем учащихся материале. В процессе коррекции деятельности необходимо использовать индивидуальный подход к детям с учетом их личностных особенностей, обусловленных задержкой психического развития.

Большое место в коррекционной работе должно быть отведено обучению учащихся выполнению заданий, включающих в себя несколько звеньев (инструкций). Здесь важно соблюдать постепенность перевода детей на новый уровень трудности. Надо приучать их внимательно читать задание, пересказывать его своими словами, четко представлять количество звеньев и их последовательность. Дети должны уметь повторно возвращаться к прочитанному заданию, поэтапно проверяя правильность его выполнения.

Необходимо проводить специальную работу в плане организации деятельности детей рассматриваемой категории. В этой связи учитель должен поставить перед собой задачу предупреждать неверные и неточные ответы учащихся. Для этого надо продуманно преподносить учебный материал, соблюдая строгую последовательность при его усложнении, а также четко формулировать задаваемые учащимся вопросы.

Новосельцева Т.Е. учитель – логопед

МБОУ СОШ № 7 г.Мичуринска

16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.

Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru

Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.

Источники: http://studme.org/1110022025792/psihologiya/uchebnaya_deyatelnost_detey_doshkolnogo_vozrasta, http://pedlib.ru/Books/1/0373/1_0373-68.shtml, http://infourok.ru/osobennosti-uchebnoy-deyatelnosti-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-i-puti-eyo-normalizacii-806501.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Синдром маршала у детей диагностика

Синдром PFAРA Эпизоды подъемов температуры тела до 39-40,5° далее...

Азитромицин при ангине у детей

Применение азитромицина при ангине Азитромицин далее...

Вэб анализ что это у детей

Вирус Эпштейн–Барра (ВЭБ) – далее...

Популярные статьи

Интересно