Главная » Обучение детей

Подготовка детей школе обучение грамоте

Авторская программа Зернышко по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте

Зёрнышко – названье это
Мною выбрано не зря,
Я не делаю секрета
Из названия друзья.

Ведь из зёрнышка на поле
Прорастает колосок,
Так при подготовке к школе
Детям мы даём урок.

Научиться должен каждый
Четко звук произносить
Это очень-очень важно,
Чтобы грамотными быть.

Слово состоит из звуков:
Мягких, твердых – нужно знать!
Это целая наука
Звук из слова выделять.

А затем слова составить
На определённый звук,
Букву каждую представить
И произнести их вслух.

Все занятия бесспорно
Всходы новые дадут.
К цели кто идёт упорно
Тех всегда победы ждут.

А затем слова на части
Просим мы детей разбить.
И для педагога важно
Научить всех речь любить.

А составить предложение
Чтобы плавной стала речь
Нужно знанье и уменье
Важно свой язык любить.

Чтобы речь не засорялась,
Чтобы легче было жить
Чтоб все к лучшему менялось
Мы должны детей учить.

Ни к чему нам дисграфия
Это ж 21 Век.
Скажет, нет дислексии
Современный человек.

Актуальна тема эта
Знает каждый педагог.
Звук, как яркий лучик света,
Из зерна взойдет росток.

Пояснительная записка к программе по звуковой культуре речи и подготовки к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы.

Актуальность данной проблемы.

В последние годы многие учителя начальных классов и школьные логопеды отмечают большой рост детей с нарушениями письма и чтения (дисграфия, дислексия). На мой взгляд это связано с несформированностью фонетико-фонематического восприятия и слуха у старших дошкольников. В связи с этим, я считаю, что большое внимание необходимо уделять формированию звуковой культуры речи и элемента подготовки обучения грамоте у старших дошкольников.

Подготовка к обучению грамоте находится в тесной связи со звуковой культурой речи. Если ребенок не будет правильно произносить звуки, не сможет их различать и выделять, подбирать слова с определенным звуком, то и процесс овладения первоначальными элементами грамоты будет затруднен.

Для успешного обучения детей, по данным разделам, я использую игровые методы и приемы, так как игра является основным видом деятельности дошкольника. С помощью игры усвоение сложного материала происходит без особого нервного напряжения: ребенок с усердием старается овладеть тем, что способствует успеху игры, незаметно для себя решая ту или иную учебную задачу.

Процесс обогащения представлений и знаний детей о слове как единице языка – процесс сложный и длительный, он предполагает:

  1. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
  2. Усвоение звукового анализа слова.
  3. Ознакомление со слоговой структурой слова.
  4. Анализ словесного состава предложения.
  5. Развитие логического мышления.
  6. Развитие мелкой моторики.

Цель выбора данной проблемы.

Изучить уровень развития фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста и определить условия способствующие формированию звуковой культуры речи и готовности к овладению детьми звуко-буквенного анализа.

Основной принцип работы.

Работа по формированию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте основывается на основных дидактических принципах: от простого – к сложному, последовательность, учет возрастных особенностей, соблюдение дифференцированного подхода к подаче материала; использование яркой и доступной наглядности, игровых методов и приемов.

Цель данной программы.

Данная программа основывается на типовой «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильева по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте с учетом пособий различных авторов: Шаеховой Р.К. Ушаковой О.С. Симановского А.Э. Новотворцовой Н.В. Каше Г.А. Сухаревой Э.Л. Третьяковой Т.С. Тумаковой Г.А. и др.

Цель: помочь воспитателям в игровой и доступной форме осуществить работу по усвоению детьми звуковой, слоговой стороны слова и сформировать понятие о структуре предложения.

Программа состоит из 9 частей:

В 1 части представлены перспективные планы по звуковой культуре речи и подготовки к обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы. Задачи по звуковой культуре речи и подготовки к обучению грамоте можно объединять в одном занятии. На каждом занятии дополнительно с основными целями решаются задачи по развитию мелкой моторики и логического мышления.

Во 2 части представлены конспекты занятий.

В 3 части представлен опросник для диагностики детей подготовительной к школе группы, который поможет выявить уровень овладения детьми определенными знаниями.

В 4, 5, 6, 8 частях представлены дидактические игры, упражнения, логические задачи, кроссворды, игры с зеркалами, которые способствуют решению основных задач по звуковой культуре речи и подготовки к обучению грамоте.

В 9 части представлены игры на развитие мелкой моторики рук. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Так, если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Из зерен посеянных нами знаний должны взойти хорошие всходы!

Список использованной литературы:

  1. Бородич А.И. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М. 1984.
  2. Волика В.В. Веселая грамматика. М. Знание, 1995.
  3. Выготский Л.С. Развитие устной речи. М. 1996.
  4. Гаврина С.Е. Крутявина Н.Л. Топоркова И.Г. Щербинина С.В. Логика. М.,2000
  5. Гаврина С.Е. Крутявина Н.Л. Топоркова И.Г. Щербинина С 100 кроссвордов по любимым сказкам. Ярс. 1999.
  6. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М. 1985.
  7. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М. 1986.
  8. Коноваленко В.В. Коноваленко С.В.Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. М. Гном-Пресс, 1998.
  9. Максаков А.И. Тумакова Г.А. Учите, играя. М. 1979.
  10. Обучение дошкольников грамоте. Под. ред. Н.В. Дуровой, М. 2001.
  11. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М. 1999.
  12. Придумай слово. Под. ред. О.С.Ушаковой. М. Просвещение, 1996.
  13. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под. ред. М.А. Васильева. Минс. просвещ. РСФСР, 1985.
  14. Симакоский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярс. Академия развития, 1997.
  15. Сухарева Э.Л. Учимся играя. Ярс.,1992.
  16. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. Ярс. Академия развития, 1997.
  17. Тумакова Г.А. Методическое руководство к учебно-наглядному пособию «Звучащее слово». М. Просвещение, 1983.
  18. Успенская Л.П. Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. М. Просвещение. АО Учебная литература, 1995.
  19. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. М. 1997.
  20. Шаехова Р.К. Играя – учимся творить. Казань,1997.
  21. Шаехова Р.К. Читая – учимся творить. Казань, 1997.
  22. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М. Просвещение, 1988.

Подготовка к школе

Подготовка детей к школе и обучение грамоте – занятия в Екатеринбурге

Детский сад «Согласие» приглашает будущих первоклассников Екатеринбурга в группы подготовки к школе.

Подготовительные занятия проводятся во всех образовательных центрах «Согласие». Телефон для информации:(343) 345-11-45 .

Вопрос о том, как подготовить ребенка к школе, волнует и родителей, и педагогов будущих первоклассников. Готовность к обучению, вопреки бытующему мнению, означает не только умение читать или считать – это в первую очередь психологическая готовность и наличие у ребенка определенной системы знаний. Чтобы в будущем первоклассник не испытывал проблем с учебой, у него должны быть хорошо развиты память, воображение, внимание, логическое мышление и другие познавательные психические процессы.

В группах подготовки к школе центра «Согласие» занятия проводятся сразу по нескольким направлениям:

  • развитие речи и обучение грамоте ;
  • подготовка к письму;
  • математика;
  • изобразительное искусство.

Обучение детей грамоте и урокипо развитию речи

Речевые занятия в образовательных центрах «Согласие» – это своего рода подготовка детей к обучению грамоте в школе. Каждый наш урок проводится в игровой форме, что делает процесс учебы эффективным и увлекательным.

Ребята из подготовительной группы вместе со сказочными героями попадают в чудесную Страну Слов, путешествуя по которой они знакомятся с местными жителями – буквами и звуками, вникают в тайны их взаимоотношений, сражаются с их «врагами» и лечат их «болезни». В процессе обучения будущие школьники получают немало полезных навыков: учатся ставить ударение, вычленять отдельные звуки в словах, производить звуко-буквенный и слоговый анализ слов, читать небольшие рассказы. Итогом этого поучительного и увлекательного путешествия по Стране Слов для будущих первоклассников становится значительное расширение словарного запаса, овладение навыками чтения и умение связно выражать свои мысли.

Подготовкак письму

Для успешной учебы будущему школьнику необходима хорошо развитая мелкая моторика и координация движений. Именно поэтому на занятиях по подготовке к школе ребята выполняют упражнения, направленные на развитие этих навыков:

  • обведение фигур по шаблону или трафарету;
  • разнонаправленная штриховка геометрических фигур с разным нажимом на карандаш;
  • «выщипывание» фигур из бумаги и составление красочных аппликаций;
  • написание элементов прописных букв;
  • обведение фигур по пунктирной линии;
  • раскрашивание.

Все занятия по подготовке к письму объединены общим сценарием, который позволяет сделать каждый урок увлекательным и поддерживать интерес дошкольников в течение длительного времени.

Кроме того, задания выполняются детьми в персональном альбоме, который по окончании подготовительного курса можно будет забрать домой и сохранить на память.

Математика

На математических занятиях ребята в игровой форме:

  • знакомятся с цифрами, знаками «плюс» и «минус», основными арифметическими действиями (сложение, вычитание);
  • овладевают навыками количественного и порядкового счета;
  • осваивают понятия «меньше», «больше», «равно», изучают соответствующие знаки;
  • получают знания о числах первого десятка;
  • на понятных примерах изучают способы образования чисел второго десятка;
  • осваивают беглый счет ( 1, 2) в пределах 10;
  • учатся сравнивать предметы по величине;
  • знакомятся с основными геометрическими фигурами;
  • овладевают навыками решения простейших задач в прямой и косвенной форме;
  • учатся записывать решение при помощи цифр и знаков действий.

Также занятия по математике в подготовительной группе предполагают решение большого количества заданий на точность и развитие логического мышления.

Изобразительное искусство

Рисование способствует развитию общей и мелкой моторики, развивает творческие способности, внимание, память и логическое мышление. В процессе рисования дети передают свои впечатления от увиденного, высказывают свое отношение к определенным предметам и явлениям. Изобразительное искусство развивает у них чувство прекрасного, помогает осознать красоту окружающего мира и научиться восхищаться ею.

На занятиях ребята рисуют красками и карандашами, мелками и фломастерами, лепят, конструируют, создают поделки из бумаги и выполняют аппликации.

Все наши занятия построены таким образом, что дети с удовольствием выполняют любые задания педагогов, не боятся высказывать свои мысли и предложения, получают уверенность в своих силах и общий позитивный настрой на обучение в школе.

Мы ждем Вас и Ваших детей в образовательных центрах «Согласие» в Екатеринбурге !

Обучение производится в игровой форме, интересной и не утомительной для детей.
Развитие речи и ознакомление с художественной литературой.
Основы грамоты (в том числе и чтение).
Первые шаги в математику.
Развитие логического мышления.
Творческая мастерская (лепка, оригами, рисование, аппликация, художественное конструирование).
Развитие музыкальных способностей.
Игровой английский.
Мир вокруг нас (ознакомление с окружающим миром, развитие экологических представлений, творческое экспериментирование).

Обучение грамоте

Основы грамоты и развитие речи

Программа по развитию речи детей 3—7 лет является частью непрерывного курса изучения русского языка Школа 2100. . В основе программы лежит логопедическая методика для детей дошкольного возраста, цель которой – развитие речи детей и предупреждение ошибок в чтении и письме. Дети, прошедшие данный подготовительный курс, смогут успешно заниматься в 1-м классе и по другим учебным пособиям.

Дошкольная ступень программы Школа 2100. состоит из четырех частей:

I часть - Подготовительная работа с детьми первого года обучения 3—4 лет

II часть - Подготовительная работа с детьми второго года обучения 4—5 лет

III часть - Программа развития дошкольников 5—6 лет (третий год обучения)

IV часть - Программа развития дошкольников 6—7 лет (четвертый год обучения)

Основные задачи курса:

  • развитие умений говорения и слушания, формирование опыта чтения слогов;
  • развитие интереса и внимания к слову, собственной речи и речи окружающих;
  • обогащение активного и пассивного словаря; развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка;
  • развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей;
  • обучение звуко-слоговому анализу слов;
  • развитие мелкой моторики руки.

В результате изучения курса дети научатся составлять слоги с помощью условных звуковых обозначений, проводить звуковой анализ состава слогов и слов, дифференцировать понятия звук и буква , соотносить звуки и буквы, выделять положение звука в слове (в начале, в конце, в середине), выделять в слове гласные и согласные звуки, твердые, мягкие, звонкие и глухие согласные и многому другому. Работа по развитию мелкой моторики руки включает штриховку, обведение по контуру и т. д.

Программа по развитию математических представлений детей 3—7 лет является частью непрерывного курса математики Школа 2000. . Данный курс прошел практическую апробацию начиная с 1992 года в десятках базовых школ и дошкольных образовательных учреждений Ассоциации Школа 2000. в Москве и регионах России. Программа ориентирована на развитие мышления, творческих способностей детей, их интереса к математике. Курс дошкольной подготовки ориентирован на структурные и методические особенности учебников математики для начальной школы Л. Г. Петерсон, тем самым представляет собой составную часть непрерывного курса математики для дошкольников, начальной и основной школы Школа 2000. . Дети, прошедшие подготовку по этой программе, не испытывают в школе проблем с математикой и чувствуют себя уверенно. Дошкольная ступень программы Школа 2000. состоит из двух частей (изучение программ происходит в 4 этапа):

Подготовительная работа с детьми первого и второго года обучения (3—4 и 4—5 лет) осуществляется по методическим рекомендациям к Игралочке , ч. 1—2, авторов Л. Г. Петерсон и Е. Е. Кочемасовой

Продолжением развития дошкольников 5—6 и 6—7 лет (третий и четвертый год обучения) проводятся согласно методическим рекомендациям к пособию Раз — ступенька, два — ступенька. , ч. 1—2, тех же авторов.

Основными задачами математического развития дошкольников по программе Школа 2000. являются:

  • Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
  • Увеличение объема памяти и внимания.
  • Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).
  • Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
  • Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения
  • Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстникам и взрослыми, видеть себя глазами окружающих
  • Формирование умений обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий и т.д.

Образовательная деятельность на 2011-2012 учебный год

Источники: http://festival.1september.ru/articles/591534/, http://soglasie-edu.ru/product/podgotovka-k-shkole-4, http://www.detsadberlek.ru/obrazovanie

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Низкие лейкоциты ребенка года

Марта Пашук (Горбунова), Женщина, Один год Низкие лейкоциты далее...

Показатели психического развития детей дошкольного возраста

Показатели психического развития детей 1-7 далее...

Где сдать платные анализы ребенку

Общий анализ крови Перед тем далее...

Популярные статьи

Интересно