Главная » Обучение детей

Сознание особенности сознания детей

Менеджмент

СОЗНАНИЕ - высшая форма объективной реальности, свойственная исключительно человеку, обеспечивающая актуальное восприятие и познание внешнего мира, осознание своей общественной принадлежности, объективной обусловленности высших качеств своего «Я», составляет высшее специфическое человеческое качество. Осознавать - значит отражать объективную реальность посредством объективированных в слове, общественно выработанных обобщенных значений. Общественно накопленные знания являются стержнем сознания. Сознание длительно созревает в онтогенезе и появляется лишь тогда, когда человек выделяет себя из окружающей среды

Этапы формирования сознания.

Г. К. Ушаков (1973) формирование сознания у ребенка представляет в виде пяти этапов:

1) до 1 года — бодрствующее сознание — появляются первые элементы сознания, ребенок может оценивать приятную для него ситуацию. Возникают состояния сытого бодрствовдния;

2) от 1 года до 3 лет — предметное сознание — в это время главную роль играют непосредственные впечатления действительности, ребенок живет только в настоящем и не улавливает связимежду прошлым и будущим, не выделяет себя из окружающей среды, в его речи отсутствует местоимение «Я»;

3) от 3 до 9 лет - индивидуальное сознание - на этом этапе ребенок выделяет себя из окружающей среды, сознание собственного «Я» совершенствуется;

4) от 9 до 16 лет - коллективное сознание — появляются более дифференцированные представления о предметах действительности, о себе, о взаимоотношениях в коллективе, появляются отчетливые представления об объектах пространства, о связи переживаемых в прошлом событий с настоящим;

5) от 16 до 22 лет - рефлексивное, высшее общественное, социальное сознание — знания оцениваются и соотносятся с реальными событиями, сознание обеспечивает предвидение не только всего хода развития событий, но и последствий их.

РАССТРОЙСТВА СОЗНАНИЯ. Помрачением сознания называют такое его расстройство, при котором нарушается отражение реального мира не только в его внутренних связях (абстрактное познание), но и во внешних (чувственное познание), расстраивается непосредственное отражение предметов и явлений .

Синдромы расстроенного сознания проявляются различно, однако имеются общие признаки расстроенного сознания. которые сформулированы К. Ясперсом (1913):

1) отрешенность от реального мира, выражающаяся в неотчетливом восприятии окружающего, затруднении фиксации или полной невозможности восприятия; нередко реальное отражено лишь в виде отдельных бессвязных фрагментов;

2) более или менее выраженная дезориентировка во времени, месте, окружающих лицах, ситуации;

3) нарушение процесса мышления в виде бессвязности с ослаблением или полной невозможностью суждений;

4) затруднение запоминания происходящих событий и субъективных болезненных явлений (воспоминание о периоде помрачения сознания очень отрывочно или совсем отсутствует).

Механизм расстройства сознания связан с нарушением переключения возбуждений с центрипетальных на центрифугальные пути, с расстройством регулирования процессов приспособления преимущественно из-за дисфункций в нервных структурах ретикулярной формации ствола мозга.

Как правило, расстройство сознания — проявление серьезного психического расстройства, препятствующего посещению детей дошкольных и школьных учреждений, так как требует безотлагательного лечения. Однако кратковременные выключения сознания (абсансы, другие пароксизмальные расстройства сознания) могут редко, но неоднократно у того или иного ребенка возникать во время уроков или в свободное время и требовать от педагога принятия решения об оказании помощи. Даже очень кратковременные выключения сознания (малые припадки) могут серьезно повлиять на внимание, запоминание, а также на психическую и физическую активность ребенка, на его продуктивность. Прояснение сознания и восстановление деятельного бодрствования после его нарушения может затянуться на многие часы, а иногда и дольше. В это время ребенок остается оглушенным и не может наравне со всеми участвовать в занятиях и играх. Иногда после расстройства сознания может возникнуть серьезное нарушение настроения (дисфория), которое, скорее всего, проявится отклонениями в поведении. Таким образом, педагогу для успешного осуществления своих обязанностей очень важно уметь распознавать не только кратковременные выключения сознания, но и учитывать возможность более продолжительного изменения ясности сознания и продуктивности ребенка. Обнаружив у ребенка описанные проявления, педагогу следует проинформировать родителей и посоветовать им обратиться к психоневрологу. Во время занятий или игр у того или иного ребенка, получившего травму головы, может возникнуть нарушение сознание. Это расстройство потребует немедленной помощи медицинского персонала. При острых отравлениях грибами, пищевыми, бытовыми или лекарственными веществами, а также в случаях интоксикаций ингаляциями летучими растворителями, бензином и т. п. или алкоголем, а также наркотиками требуется не только экстренная помощь, но и последующее лечение.

Лекции

  • Главная страница
  • Психопатология. Лекции.
  • Наркомания: диагностика, клиника, лечение
  • Общая психиатрия (психопатология). Лекции.
  • Основные технологии профилактики наркомании. Курс лекций.
  • Лекции по дисциплине психопатология
  • Лекция. Расстройства мышления
  • Лекции по дисциплине практическая психология
  • Лекции по дисциплине Педагогическая психология

Подготовка к экзамену

  • Ответы по психиатрии
  • Вопросы к зачету профилактика наркомании и алкоголизма.
  • Ответы на вопросы к экзамену по психиатрии
  • Ответы к экзамену по психиатрии
  • Психиатрия. Ответы на экзамен.
  • Ответы по дисциплине основы судебной психиатрии
  • Ответы на зачет профилактика зависимостей
  • Психопатология. Ответы на экзаменационные вопросы.
  • Вопросы и ответы по психиатрии
  • Клиника интеллектуальных нарушений. Ответы.
  • Вопросы и ответы на экзамен по психопатологии
  • Шпаргалки по дисциплине практическая психология
  • Шпаргалки по дисциплине педагогическая психология

Сознание как высшая форма психики

Сознание как высшая форма психики или иными словами «совокупность знаний» -это средство ориентировки человека в окружающей его действительности. Данная форма психики свойственна только людям.

Она заключается в обобщенном или целенаправленном отражении действительности, в осмысленности своего поведения и предварительного видения его результатов, а так же в контролировании своего поведения.

Психика формируется с первых дней жизни ребенка, постоянно развивается, обогащается, совершенствуется в условиях окружающего мира и в результате приобретенного социального и общественного жизненного опыта. Так, например, если животное будет расти изолировано от привычных ему условий, оно сохранит все свои видовые качества, но человек, с рождения изолированный от общества, не приобретет никаких качеств, свойственных людям.

История насчитывает несколько случаев, когда человеческий ребенок вскармливался животными. У таких детей отсутствовали признаки сознания (мышление и речь), а также присущее человеку физиологическое свойство – прямостоячее хождение.

На психику человека существенное влияние оказывает общественное сознание, к которому относятся: наука, мораль, религия, искусство, право, идеология. Изменение в сознании общества отражается на сознании каждой личности.

Особенности сознания – высшей формы психики:

  • Категориальность и концептуальность – собственное видение мира через общечеловеческие знания и позиции;
  • Отражение взаимосвязей, значимых в той или иной ситуации;
  • Осознание целей деятельности;
  • Связь с общественным сознанием;
  • Самосознание, то есть самонаблюдение, самокритика, самооценка, ответственность перед окружающими за свои поступки.

Сознание – высший уровень развития психики. Оно развивается у человека в процессе трудовой деятельности, в социальном контакте, в условиях воздействия на окружающую среду.

С момента рождения человека психика начинает свое развитие. Между психикой матери и младенца существует тесная взаимосвязь. Однако младенец в первые месяцы способен лишь воспринимать те чувства и эмоции, что передает ему мать. Мать же в свою очередь является носителем психики и передает ребенку через свое поведение и отношение человеческую информацию.

Функции сознания

У сознания как высшей формы психики имеются определенные функции, необходимые для того чтобы человек мог понять себя и окружающий мир, мог сформировать свои взгляды, поставить цели, предвидеть результат действий, влиять на собственное поведение и деятельность.

Выделяют следующие функции сознания:

  • Познавательная – познание окружающего мира, формирование представления о действительности при помощи мышления, памяти и ощущений;
  • Накопительная – «вытекает» из познавательной. В человеческом сознании со временем копятся знания, впечатления, эмоции, переживания, приобретенные на основе собственного опыта и опыта других людей;
  • Оценочная – позволяет сравнить свои потребности и интересы с данными о внешнем мире, развивает самопознание и самооценку;
  • Функция целенаправленности – стремление человека наметить для себя цели и способы их достижения;
  • Творческая – помогает формировать новые идеи и представления с помощью мышления и воображения;
  • Коммуникативная – отвечает за общение людей, совместное выполнение деятельности и сохранение в памяти полученной информации.

Итак, сознание, как высшая форма психики позволяет личности сохранять внутреннюю целостность и постоянство, независимо от изменений ситуаций. Кроме того, сознание выражается в непрерывности переживаний человека во времени. Он помнит о прошлом, переживает настоящее, строит планы на будущее. Благодаря данной форме психики человеку понятны мотивы и результаты своих поступков. Личность способна оценить себя и окружающих, при необходимости заняться самосовершенствованием и саморазвитием.

Для самосознания важно сформировать себя как личность, принимать себя таким, какой есть, поддерживая в трудных ситуациях, принимать решения, отвечать за свои поступки, делать выбор, прислушиваться к себе, проявлять свою индивидуальность, развиваться, реализовывать свои возможности.

Раздел: Психика / Автор: Павлов Павел

Понравилась статья? Поделитесь ей!

Сознание: происхождение, структура, развитие, характеристики.

Сознание – наивысшая, интегрирующая форма развития психики человека. Результат общественно-исторического развития человека в трудовой деятельности. (В.В. Богословский)

Сознание – высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий. (Немов)

Среди разнообразных подходов к проблеме происхождения и развития сознания человека доминировали два: «биологический» и «идеальный».

С позиции идеального подхода человек имеет божественное происхождение. Душа человека, его психика божественна, неизмерима и непознаваема.

С «биологической» точки зрения человек имеет естественное происхождение и является частью живой природы, поэтому его психическую жизнь можно описать теми же понятиями, что и психическую жизнь животных.

Одна из психологических концепций, которая определила научные пути решения проблемы происхождения психики человека, впоследствии стала называться культурно-историческая теория происхождения психики человека Л.С. Выготского.

Три составные части концепции:«человек и природа». Тезис №1 – при переходе от животных к человеку произошло изменение отношений субъекта со средой (человек действует на природу и видоизменяет ее). Тезис №2 – существование механизмов изменения природы со стороны человека (создание орудий труда).

  1. «человек и природа».
  1. Тезис №1 – при переходе от животных к человеку произошло изменение отношений субъекта со средой (человек действует на природу и видоизменяет ее).
  2. Тезис №2 – существование механизмов изменения природы со стороны человека (создание орудий труда).
  • «человек и его собственная психика».
    1. Тезис №1 – овладение природой не прошло бесследно для человека, он научился овладевать собственной психикой (появились высшие психические функции (запоминание материала, обратить внимание на ч.-л. организовать умственную деятельность), выражающиеся в формах произвольной деятельности).
    2. Тезис №2 – человек овладел своим поведением, как и природой, с помощью орудий – знаки («узелок на память», зарубка на дереве). Знаки-символы являлись пусковыми механизмами высших психических процессов, т.е. выступали в качестве психологических орудий.
    3. «генетические аспекты». В процессе совместного труда происходило общение между участниками с помощью социальных знаков, определяющих, что надо делать каждому из участников трудового процесса. Происходит процесс интериоризации (превращение внешних средств-знаков во внутренние).
    4. Вывод: человек принципиально отличается от животного тем, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпечаток на его психику, - он научился овладевать собственными высшими психическими функциями.

      1. Сознание имеет социальный хар-р, ибо оно возникает только в общественном, социальном обществе.
      2. Имеет рефлексивный хар-р (дает возможность человеку выделить себя из окружающей среды, проанализировать и оценить свои действия и поступки).
      3. Коммуникативная особенность сознания дает возможность передать информацию от одного к др.
      4. Интеллектуальная особенность сознания дает возможность анализировать, обобщать, абстрагировать, классифицировать предметы, явления, рассуждать, делать выводы, умозаключения об явлениях природы и общества.
      5. Воображаемая особенность сознания дает возможность фантазировать, мечтать, заглянуть в будущее.
      6. Творческий хар-р сознания способствует созданию новых идей, образов, материальных и культурных ценностей.
      1. В.В. Богословский:
      1. знание об окружающем мире и о самом себе;
      2. познавательные процессы, которые дают возможность узнать об окружающем мире;
      3. самосознание, которое дает возможность выделить себя из окружающей среды, проанализировать свои действия и поступки;
      4. отношение, дающее возможность определить отношение к природному и социальному миру, к другим людям и самому себе.
    5. Леонтьев, Зинченко:
      1. биодинамическая ткань;
      2. чувственная ткань;
      3. значение предмета (обозначающее словом);
      4. личностный смысл.
      5. У простейших организмов, а также растений сформировалась способность отвечать на воздействие внешней среды, эта форма отражения называется раздражимостью. Раздражимость характеризуется определенной избирательностью — простейший организм, растение, животное приспосабливается к окружающей среде. Эту стадию психики можно назвать сенсорной.

        Через многие миллионы лет организмы приобрели способность ощущения, с помощью которого уже более высоко организованное живое существо на основе сформировавшихся органов чувств (слуха, зрения, осязания и др.) приобрело способность отражать отдельные свойства объектов — цвет, форму, температуру и т.п.

        Это сделалось возможным потому, что у животных появилась нервная система, которая дала возможность активизировать отношения с окружающей средой. Это персептивная стадия развития.

        Наивысшей формой отражения в животном мире является восприятие, которое позволяет представить объект целиком и полностью. Психика, как результат взаимодействия мозга с внешним миром и психическая деятельность дали возможность животным не только приспособиться к окружающей среде, но и в определенной мере проявить внутреннюю активность по отношению к ней и даже изменять среду.

        У высших млекопитающих уже появляется элементарное мышление. Так, например, обезьянам присуща психическая деятельность сложнее, чем у других животных. Эту стадию психики называют стадией интеллекта.

        Объединив все перечисленные стадии психики человек добавил чувства, волю, а на основе механической памяти животных у него развивается логическая, смысловая память, таким образом, все формы психического отражения у него объединились в единое целое. Этой единой, сложной, высшей формой отражения в эволюции природы и является сознание.

        Источники: http://www.lartdoll.net/psikhopatologiya-otvety-na-ekzamenatsionnye-voprosy/474-soznanie-jetapy-formirovanija-soznanija-ponjatie-o.html, http://psytheater.com/soznanie-kak-vysshaya-forma-psixiki.html, http://www.psyworld.ru/for-students/cards/general-psychology/936-2010-09-23-14-29-11.html

        Комментариев пока нет!

        Ваше имя *
        Ваш Email *

        Сумма цифр внизу: код подтверждения

        Избранные статьи

        Ампициллин суспензия инструкция по применению для детей

        Ампициллин – описание препарата, инструкция по применению, отзывы Ингибирует далее...

        Пол ребенка по крови матери

        Определение пола на ранних сроках беременности Анализ ДНК точно далее...

        Депигментация кожи у ребенка фото

        Нарушения пигментации у детей далее...

        Популярные статьи

        Интересно