Главная » Обучение детей

Значение игры обучении ребенка

Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста

Анастасия Голоядова
Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста

Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста

Игра – одна из форм проявления активности личности, один из видов деятельности.

Игра детская – способ воспроизведения детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности.

В период дошкольного детства ребёнок включается в разные виды деятельности. Но игра – особый вид деятельности по тем возможностям, которые она открывает для ребенка. Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста была раскрыта в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Н. Н. Поддьякова и др.

Игра – важнейшая сфера самовыражения ребенка. развития его«самости». Игра в полной мере выполняет свои развивающие функции. когда является самостоятельной детской деятельностью.

Игра дат ребенку возможность эмоционально насыщенного вхождения в жизнь взрослых на основе воспроизведения их социальных отношений. Игра создает благоприятные возможности для развития у ребенка самоутверждения и самооценки.

В игре ребенок начинает осознавать себя как члена определенного коллектива, впервые появляется чувство единения, формируется понятие «мы». Дети начинают оценивать друг друга, появляется общественное мнение. Соответственно, благодаря игре детская группа развивается как коллектив .

В игре активно формируется способность внимательно относиться к точке зрения другого, смотреть на мир с его позиции. Тем самым стимулируется преодоление детского эгоцентризма, переход на новую ступень интеллектуального развития .

В процессе организации образовательной деятельности детей воспитатель широко использует игровые технологии обучения детей (например, логико-математические и дидактические игры ). Игра выступает как оболочка – некое обрамление образовательной деятельности (например, игра-путешествие и др.). В образовательной деятельности применяются различные игровые приемы. действия с игрушками, игровая имитация движений, действий, речи, игровые роли. Эти приемы поддерживают внимание детей, способствуют повышению познавательной активности, стимулируют проявления творчества.

Профессионально важные качества педагога в отношении игровой деятельности детей :

*умение наблюдать игру, анализировать её, оценивать уровень развития игровой деятельности; планировать приемы направленные на её развитие ;

*обогащать впечатления детей с целью развития их игр ;

*обращать внимание детей на такие впечатления их жизни, которые могут послужить сюжетом хорошей игры ;

*уметь организовывать начало игры ;

*широко использовать косвенные методы руководства игрой, активизирующие психические процессы ребенка. его опыт, проблемные игровые ситуации (вопросы, советы, напоминания) и д. р. ;

*создавать благоприятные условия для перехода игры на более высокий уровень;

*уметь самому включаться в игру на главных или второстепенных ролях, устанавливать игровые отношения с детьми;

*уметь обучать игре прямыми способами (показ, объяснения) ;

*регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты, возникающие в процессе игры. давать яркие игровые роли детям с низким социометрическим статусом, включать в игровую деятельность застенчивых, неуверенных, малоактивных детей;

*предлагать с целью развития игры новые роли. игровые ситуации, игровые действия;

*учить детей обсуждать игру и оценить её.

Дошкольное детство – сензитивный период игры. Если в это время ребенок наигрался от души. то в дальнейшем он легко адаптируется к любым ситуациям, принимая на себя разные роли, например роль ученика .

1. Гогоберидзе А. Г. Деркунская В. А. Теоретическая педагогика. Путеводитель для студента. – СПб. Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.

2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – СПб. Питер, 2013.

3. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. – СПб. Детство-пресс, 2004.

4. Коджаспирова Г. М. Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. – Москва. ИКЦ «МарТ» ; Ростов н/Д. Издательский центр «МарТ». 2005.

Публикации по теме:

Консультация для родителей на тему: «Игра в жизни детей». Консультация для родителей на тему: «Игра в жизни детей». Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему.

Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста в игре На современном этапе развития общества тема воспитания детей как никогда принимает огромное общественное значение. Игра – один из тех видов.

Значение игры в жизни ребенка

Чтобы быть хорошо развитым ребенку нужно быть подвижным, много играть и заниматься. Значение игры в жизни ребенка велико – ведь внимание, логическое мышление, сосредоточенность, фантазия – все это развивается с помощью детских игр. Нужно помнить, что дети играют не потому что они это должны делать в их возрасте, а потому что по средствам игры они познают окружающий мир, систему ценностей, правила и нормы поведения людей в социуме. Поэтому не стоит лишний раз ругать своего ребенка за беспорядок в доме, ведь сидя без дела, он скучает, а его развитие затормаживается. Ребенок, который не знает чем заняться, будет шалить или наоборот станет неактивным, малоподвижным, пассивным. Далее ему станет сложно привить какой-то интерес, это отразится и на учебе в школе. Нужно знать, что требуется уважать занятия ребенка и лишний раз не отвлекать его от игры, которая его увлекла целиком и полностью. Если и прервали ребенка, то только за тем чтобы помочь ему, показать, как правильно обращаться с игрушкой, например.

Значение игры в жизни ребенка

Игру еще называют ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. Ведь она занимает почти все их время и роль игры в жизни ребенка не стоит недооценивать. В своих играх дети, воспроизводят все, что они видели и слышали в семье, в детском саду, на улице, магазине, на дороге.

Игра обучает детей не только подражать взрослым, но и помогает общаться между собой. Чтобы играть в игру нужно придерживаться определенных правила – это помогает ребятам научиться следовать каким-то правилам и в настоящей жизни. Конечно, в школе, например, так же существуют десятки правил, которым нужно следовать, но эти правила установлены другими людьми, а не им самим. Играя, дети сами придумывают правила, которым сами же и следуют, здесь они становятся творцами, а не просто исполнителями чужой воли. Психологи и педагоги убеждены, что роль игры в жизни ребенка неоценима, ведь с помощью нее развивается воображение, мышление, маленький человек начинает мыслить нестандартно. Ребенок научается организовывать деятельность без подсказки взрослого, становится более любознательным и самостоятельным.

Конечно, покупая новую игрушку, нужно показать как с ней обращаться, но не стоит брать огромную роль в игре на себя. Если ребенок чаще становится наблюдателем в игре, а взрослый ведущим, то он растет пассивным, считает, что старшие все умеют и знают, а ему достаточно просто наблюдать и подражать их действиям.

Многие родители считают, что чем больше игрушек, тем лучше, хотят чуть ли не каждый день радовать свое чадо чем-нибудь новеньким. Но чем больше корзина с игрушками, тем больше теряется ребенок в этом изобилии, не знает что же ему выбрать. Такие дети не могут увлечься одной какой-то игрушкой, их внимание постоянно отвлекается на другие.

Влияние игр на психическое и физическое развитие

Игра оказывает так же влияние на развитие дошкольника. Психические свойства и качества личности наиболее эффективно формируются в игре. Игровая деятельность оказывает влияние на все стороны психического развития, об этом часто говорили педагоги и психологи.

При помощи игры начинает развиваться произвольная память и внимание, что необходимо при поступлении в школу. Ребенку просто необходимо четко запомнить содержание игры, его роль в ней, чтобы успешно играть со сверстниками. Иначе он будет изгнан ими.

В играх ребенок учится действовать не с самим предметом а с его заместителем. Учится мыслить образно.

Этот ведущая деятельность влияет на формирование и развитие речи ребенка. Ведь нужно общаться со сверстниками, распределить роли в игре. Играя, дети начинают учиться, то есть они подготавливаются к школьной жизни. И если новые знание предложены им в виде игры, то так намного интереснее и легче будет их усвоить.

В физическом плане роль игры в жизни ребенка так же неоценима. Дети много двигаются (бегают, прыгают, плавают, качаются на качелях), что хорошо отражается на их физическом развитии и организме в целом. Малыши обожают подвижные игры, где с ними играет и взрослый.

Можно сказать, что влияние игр на психическое и физическое развитие очень велико, они помогают снимать психологические барьеры, улучшить взаимоотношения, общение детей. дают уверенность в своих силах.

Значение игры для детей

Значение игры для детей раннего возраста

Задумывались ли вы, насколько велико значение игры для развития детей раннего возраста.

Игра – самое главное и ответственное дело. Именно в игре, ребёнок познаёт мир, учится обращаться с разнообразными предметами, строить отношения с другими людьми, дружить и ссориться.
Игры двухлетнего ребёнка отличаются тем, что ещё не содержат ярко выраженного сюжета. Ребёнок играет с чем-то, а не во что-то. Иными словами, ребёнка сейчас привлекает возможность совершать с игрушкой определённые действия, например, катить машинку, поэтому пока он может играть один. Двухлетнему малышу не очень-то нужны друзья по играм, которые будут выполнять различные сюжетные роли, да и сам сюжет игры пока примитивен. Ребёнок не придумывает себе историю о том, куда едет машинка, кого она везёт, что будет дальше, а получает удовольствие от самого процесса игры.
Ребёнок играет в мяч, орудует в песке лопаткой, возводит постройку из конструктора, пытается, подражая взрослым, пользоваться неигрушечными предметами – все это непросто развлечение и способ скоротать время. Такая форма активности получила в психологии название «предметно-манипуляторная деятельность», и именно в процессе этой деятельности происходит сейчас развитие большинства психических функций.
Ребёнку сейчас нужно много разнообразных игрушек, позволяющих совершать с ними самые разные манипуляции: от элементарных кубиков и пирамидок до достаточно сложных моделей техники или нарядно одетых кукол. Очень привлекают детей этого возраста все предметы обихода. Всё больше времени ребёнок может провести, играя самостоятельно, но это ни в коем случае не заменит игру со взрослыми.
Игра взрослого с ребёнком может быть различна по сути. Иногда взрослый может подхватить нить игры малыша и развить её, наполнить более глубоким содержанием. В другой раз воспитатель сам направляет игровую активность ребёнка в желаемое русло, знакомя малыша по ходу игры с новыми предметами, стимулируя развитие его памяти и внимания или же речевую активность. Такая игра представляет собой развивающее, обучающее занятие, так как эффективное обучение детей раннего возраста возможно только в игровой форме.

Таким образом, развивающие занятия можно проводить как дома, так и на прогулке. Занятия на прогулке потребуют от ребёнка достаточно развитого произвольного внимания, ведь вокруг так много всего интересного и так сложно сосредоточиться на чем-то одном, поэтому их лучше начинать с более позднего возраста (после 1,5 лет). Для годовалого малыша существует огромное количество игр, которые вы можете проводить дома.

Игры для детей 1-2 лет

Игры со строительным материалом: кубики- строим башенку, домики, заборчик, гараж, лесенку и т.д

Игры с вкладышами: вкладывание цветных стаканчиков, стоим башенку из стаканчиков, находим большой -маленький стаканчик, игры с матрешками.

Игры с пирамидкой;

Игры с прищепками;

Игры с конструктором;

укладываем куклу (или любимую мягкую игрушку -медвежонка, зайку) спать, варим кашу, кормим куклу, лечим куклу;

Для игр -драматизаций несложно будет сделать фланелеграф и фигурки к сказкам, которые уже знает малыш: Курочка Ряба, Репка, Теремок, Колобок. Маленькие дети очень любят игры-драматизации, такие игры способствуют развитию мелкой моторики рук, развитию речи. В эти игры малыши могут играть самостоятельно и вместе со взрослыми.

Игры, упражняющие в ходьбе, беге, прыжках, лазанью, перешагиванию через препятствие: Догоню; Прятки, Воробышки и автомобиль; Кот и мыши.

Игры с музыкальными игрушками: дудочка, гармошка, металлофон, бубен, детский синтезатор -Угадай, на чем играю

Поделиться в соц. сетях

Источники: http://www.maam.ru/detskijsad/rol-igry-v-vospitani-i-razviti-rebenka-doshkolnogo-vozrasta.html, http://razvitiedetei.info/razvivayushhie-igry/znachenie-igry-v-zhizni-rebenka.html, http://stotysyhc.ru/znachenie-igry-dlya-detej/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Большое количество уратов в моче ребенка

Лечение уратов в моче у беременных, взрослых и далее...

Отходит мокрота бронхите ребенка

Если мокрота хорошо не далее...

Калькулятор группы крови ребенка

Сервисы сайта HealthMatka.ru для далее...

Популярные статьи

Интересно