Главная » Развитие ребенка

Развитие речи у детей 3 лет

Развитие речи у ребенка 2 - 3 лет

Нормы развития речи у детей 2-3 лет:


В 2—2,5 года ребенок имеет представление о числе один, может повторить две цифры (один и два) в правильной последовательности.

Обозначает себя не только именем, но и личными местоимениями — «я», «мне». Знает значение предлогов в конкретной ситуации, т. е. понимает смысл вопросов типа «На чем ты сидишь?» и может ответить на них. В период от 2,5 до 3 лет. Малыш использует в речи распространенные предложения, понимает, о чем говорится в сказке, начинает активно задавать вопросы (у него — возраст «почемучек»). Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию («Сходи в спальню и принеси свою игрушку»).

К трем годам словарь ребенка составляет 1200—1300 слов. В трехлетнем возрасте многие дети уже сравнительно хорошо говорят, правильно употребляют формы падежа, лица, времени, числа, воспринимают словосочетания и фразы как целое. В это время у детей наблюдается увлечение игрой словами, звуками. Создаются слова с «предметным» переосмыслением неясных слов: кусарики (сухарики), колоток (молоток), мазелин (вазелин).

Что должно встревожить родителей?


• ребенок не может строить простые фразы;
• малыш путает названия частей тела;
• у ребенка маленький словарный запас.

Если малыш еще не заговорил:


Многие детки сталкиваются с трудностями, когда приходит время начинать говорить. Кто-то произносит только несколько звуков и не может освоить остальные, а кто-то упрямо говорит лишь «по-своему».

Как правило, во всех других отношениях эти малыши развиваются хорошо.

В чем причина?


• Таким образом могут выражаться неполадки в работе нервной системы.
• Поинтересуйтесь, не было ли похожих случаев в истории семьи. Бывает, что маленькие молчуны наследуют эту особенность от родных.

Какая помощь потребуется малышу?


• Между двумя и тремя годами дети активно наращивают свой лексический запас, и обычно даже самые упорные молчуны начинают говорить в 2,5 года. В противном же случае врач имеет все основания, чтобы поставить диагноз «задержка развития речи».
• Прежде всего вам необходимо убедиться, что у ребенка нет проблем со слухом. А потом перейти к освоению речи в доступной ему форме. На этом этапе лучшей тактикой может оказаться звукоподражание.
• Если вашему малышу исполнилось 2 года, а он еще не начал говорить, обратитесь к неврологу и логопеду, чтобы убедиться, что структуры его голосового аппарата, отвечающие за произношение звуков, не нарушены.

Как происходит развитие речи малыша с 2 до 3 лет?


С двух до трех лет у ребенка быстро увеличивается словарный запас. К трем годам он достигает 1200—1300 слов. При общении ребенок использует почти все части речи. Часто употребляет глаголы и существительные, использует местоимения, предлоги, прилагательные и наречия. Он уже говорит не только простыми, но и сложными предложениями. Вам необходимо побуждать малыша к этому, давая образцы для подражания.

Например, говорите: «Сегодня не пойдем гулять, потому что идет дождь».
На третьем году жизни ребенок легко запоминает небольшие стихи, песенки.

Он начинает задавать множество вопросов. Настает время «почемучек». Происходит совершенствование произношения, но многие звуки ребенок еще произносит неправильно ([р], [л], свистящие, шипящие). Следите за речью своего малыша. Если у ребенка появятся признаки задержки в развитии речи, обратитесь за консультацией к отоларингологу и логопеду.

Как развивать речь ребенка?


С двухлетним малышом нужно проводить специальные занятия по развитию речи:
• показывайте ребенку предметы и называйте их;
• называйте и показывайте действия с игрушками;
• показывайте и объясняйте картинки с изображением отдельных предметов и действий;
• рассказывайте малышу короткие стишки и заучивайте их вместе с ним;
• дети очень любят скороговорки и чистоговорки. Выучите их вместе с ребенком и повторяйте почаще;
• играйте с малышом в игры-поручения («принеси», «найди») и др.

Помните о том, что слово-название, которое ребенок должен усвоить, нужно выговаривать выразительно, медленно, с паузами, повторяя много раз, и сопровождать соответствующими движениями.

Вам необходимо обеспечить дальнейшее восприятие речи окружающих. Малыш должен научиться понимать смысл речи не только при наглядной ситуации, но и вне ее. Вам следует совершенствовать активную речь ребенка — обогащать словарь, пользоваться при разговоре всеми частями речи, правильно произносить звуки в словах; расширять пользование речью — уметь передать свои впечатления, задавать вопросы и отвечать на них; воспитывать навыки культурной речи — говорить негромко, не спеша, не размахивать при этом руками и др.

Не только говорите с малышом о том, что он видит, воспринимает в данный момент, но и побуждайте его вспоминать о недавних событиях.

Например: «На прогулке мы видели собачку. В саду собирали ягодки. Что еще мы делали?»

Тренировка голосового аппарата ребенка:


Очень важную роль в развитии речи играет тренировка голосового аппарата ребенка, обучение его правильному произношению звуков родного языка.

• В процессе постоянного общения с малышом почаще вызывайте его на разговор, чтение стихов.
• Показывайте рисунки предметов с труднопроизносимыми звуками, учите его правильно их называть.
• В окружении ребенка должна звучать правильная четкая речь.
• Давайте малышу прослушивать детские кассеты или компакт-диски со сказками, стихами, песнями в исполнении профессиональных артистов.
• Важным моментом в формировании речи ребенка является способность различать звуки, которая формируется сравнительно медленно. На втором году жизни дети не различают слова «бак» и «мак». Детям бывает трудно различить сходные по звучанию звуки: п—б, б—н, с—з, м—н.

Развитие речи ребенка в 3 года

Детки в возрасте трех лет обладают слабым укороченным выдохом, а некоторые говорят не очень громко, но при этом у них не получается шептать. Внимание такого ребенка обычно бывает проблематично удержать, он часто отвлекается. Обычно развитие речи детей 3 лет напрямую завит от их общения с взрослыми. Благодаря этому пополняется словарный запас, постепенно усложняются словесные конструкции. При этом специалисты советуют заботиться о том, чтобы ребенок произносил не только много разных слов, но и о том, чтобы он понимал, что именно произносит. Лучше всего создавать такие ситуации, при которых малыш будет соотносить используемые слова с конкретными живыми и подвижными, яркими, красочными образами.

Для этого нужно, чтобы жизнь ребенка заполнялась миром реальных событий и вещей, чтобы в ней хватало того, о чем можно было бы поговорить. Помните, что развитие речи детей 3 лет проходит во многом за счет обогащения их личного опыта. Чем больше ребенок будет взаимодействовать с окружающим миром, предметами из этого мира, тем лучше будет для всех. Разнообразие явлений, которые наблюдает малыш, прекрасно способствуют развитию речи у детей 3 лет.

Педагоги советуют обращать внимание малыша на то, насколько ярко светит солнышко во время прогулки. Или на то, как именно играет собака, что делают другие ребята. Развитие речи ребенка в 3 года не должно быть чем-то неприятным: сюда можно и нужно подключать игровую форму. Однако все, сказанное выше, не означает, что с малюткой нельзя разговаривать о прошлом. Напротив, знакомые могут завести с ребенком разговор о том, что было год тому назад или же на прошлых выходных. Это поможет развить не только речь, но и память, мышление. Комплексные занятия иногда бывают самыми полезными, интересными и актуальными.

Однако на этом развитие речи ребенка в 3 года не должно останавливаться. С ним нужно говорить регулярно, при этом постоянно проговаривая все текущие события. Не стоит упускать из вида и повседневные занятия: переодевание, прогулки, уборку и не только. Взрослым, которые следят за малышом, тоже стоит вести себя во время учебы, игр, при просмотре мультфильмов или же при общении со сверстниками аналогично. Взрослому стоит обращаться к ребенку с вопросами первому, включаться в его игру, предлагать малышу о чем-то поговорить. И если тот не находится с ответами, стоит помочь ему. Если дети не понимают, какого ответа от них ждут, то взрослым стоит самостоятельно подсказать приемлемые варианты.

Очень полезно в плане развития вместе с малышом рассматривать отдельные изображения или же книжку-картинку. Взрослый может в игровой, занимательной форме начать комментировать то, что происходит с нарисованными персонажами. Можно придумать какую-то другую историю вместе, если картинки или фотографии это позволяют. Обратите внимание на то, что дети часто с большим удовольствием слушают истории про животных, про других детей или даже про самих себя. Развитие речи ребенка в 3 года пойдет лучше, если начать с ним шутить. Правда, юмор должен быть малышу понятным.

Однако обратите внимание на то, чтобы рассказ был понятным. Не нужно его перегружать дополнительными подробностями, деталями, прилагательными и деепричастными оборотами. Иначе малышу это все может стать просто-напросто неинтересным, он начнет скучать и отвлекаться. А вот внимание ребенка можно удерживать, если создать соответствующую обстановку: в помещение должно быть тихо, минимум отвлекающих деталей.

Многие взрослые почему-то ошибочно полагают, что будто развитие речи детей 3 лет никак не может предполагать чтения стихов. Одни просто считают, что малышам такое будет слишком скучным. Другие – что они ничего не поймут, нужно еще дорасти и так далее. Однако на практике видно, насколько малышей радует ритмика стихотворений, стихи обогащают речь, помогают развивать мышление. Для детей этого возраста предусмотрены специальные стихи, которые как раз рассчитаны на такую аудиторию. Так что главное – внимательно подобрать все, что нужно. Образы, которые используются в произведении, ребенку должны быть знакомы и понятны. А если встречается что-то в первый раз, то надо остановиться и подробно объяснить, по возможности – показать на картинках.

Отдельно стоит обращать внимание на характер произношения ребенком слов. Специалисты советуют понаблюдать за детьми, которые произносят согласные, как при этом работают губы, насколько чисто звучат те или иные звуки. Если малыш слишком рано перешел на искусственное вскармливание, то у него может быть крайне вялой губная артикуляция. Однако по-настоящему заметным это становится как раз после двух лет, когда словарь ребенка начинает с каждым днем пополняться новыми словами. Когда малыш осваивает новые, длинные и сложные слова, четкость произношения ухудшается. И с этим стоит работать: в игровой форме просите его произносить требуемые звуки в односложных слогах. В итоге проблема решится. Не стоит упускать из вида возрастную категорию ребенка: лучше всего работать с малышом в легкой, доступной для него форме, где ключевым моментом будет произношение как раз того слога или слова, которое нужно разучить.

Важным может стать разучивание с малышом детских песенок или стихов. В Интернете можно легко найти те, которые позволяют тренировать определенные слоги или сочетания звуков. Проследите за тем, чтобы предложенные варианты не были слишком сложны ребенку, при желании стишок всегда можно поменять на другой.

Развитие речи ребенка 2 года

Раннее развитие речи детей от 1 года до 2 лет.

Развитие речи ребенка 2 года

На втором году жизни понимание того, что говорят ребенку окружающие, заметно улучшается. Теперь вы можете быть уверенны, что ваш малыш понимает, как что называется, знает как обозначаются разные действия.

Ребенок всюду лезет, все норовит ухватить, у него развивается чудесное качество - любознательность. При этом возрастает тревога родителей за его безопасность. И вот раздается грозное: Не трогай! , Не лезь! , Не бери! . Попробуйте не одергивать малыша поминутно, а поощрять его изыскания, просто уберите на время ножи, ножницы, лекарства, бытовую химию, стекло и все, что кажется вам опасным.

Ребенок начинает активно говорить, обозначая одним словом несколько предметов. Не забывайте по возможности сопровождать словами все свои действия, производимые в поле зрения ребенка. Услышав от него любое слово, задайте ему вопрос: Что ты увидел? . Вполне возможно, что малыш повторит это слово. Приготовьтесь к тому, что ваш ребенок будет изобретать совершенно новые и порой совершенно загадочные словечки.

Ни в коем случае не коверкайте специально свою речь, не сюсюкайте.

Начинайте учить ребенка выбирать и подтверждать словами свой выбор. Разложите перед ним 3-4 игрушки и предложите взять одну, называя ее при этом.

К году и четырем месяцам малыш может начать выполнять не очень сложные поручения. Попросите его принести какой-нибудь предмет, помочь поднять упавшую вещь. Постоянно просите подать, показать что-либо или принести.

Старайтесь играть с ребенком на его уровне. Сползите на ковер, так вы сможете смотреть не свысока, а на одном уровне. В такой игре гораздо проще получить обратную связь от ребенка. Возьмите в руки зайку, продемонстрируйте малышу как он ходит, спит, танцует. Пусть ребенок позовет его,а вы подскажите как позвать.

Дети очень любят когда озвучивают для них игрушки. На втором году жизни малышу уже в некоторой степени доступна интонация и он прекрасно понимает, что волк и медведь говорят грубым голосом, а заяц тоненьким голоском. О животных теперь рассказывайте более подробно: где живет, чем питается, какие у него повадки. Предложите ему для сравнения пару игрушек, например двух собачек разной величины.

Очень нравится малышу отыскивать спрятанные вами игрушки. Только прячьте их не особенно хитроумно, ведь действия ребенка непременно должны закончится победой.

Развитие речи ребенка 2 года

Обучаем всегда

Используйте для развития ребенка любую возможность. Например, идем на прогулку. Вокруг столько интересного, привлекающего внимание малыша, прежде всего это движущиеся предметы. Ваш ребенок обратил внимание на едущую машину, объясняйте ему: Смотри, Коля, машина едет. Вот она остановилась, снова поехала. Где у машины колеса? Вот они - крутятся. Все, уехала машина .

Обязательно комментируйте передвижения по дому, не забывая по нескольку раз повторять названия предметов: Где мы живем? Дома. Вот дверь. Сейчас мы ее откроем и пойдем на кухню. Вот это стул, на нем сидят, а это плита, на ней мама готовит еду и т. д.

Не забывайте и о практических умениях малыша, показывайте как и что нужно делать и комментируйте все свои действия6 Сейчас мы с тобой построим башню. Что мы построим? Правильно - башню. Вот смотри, мы кладем один кубик на другой. Теперь еще один. Ой, упал кубик! Что упало? Что случилось с кубиком? Он. и т. д.

Во время еды называйте что он ест, объясняйте как нужно есть, как держать ложку, вилку или чашку.

Процесс одевания и раздевания тоже предоставляет широкое поле для деятельности. Вводите новые слова, обозначающие не только предметы одежды, но и процедуру расстегивания, снимания, натягивания. Попробуйте чуть-чуть спровоцировать малыша, предложив ему кофточку, вывернутую наизнанку или застегнутую. Понаблюдайте за реакцией, а затем не забудьте озвучить все свои действия. Если по вы задали вопрос, то обязательно дождитесь ответа, не перебивайте и не затыкайте рот ребенку. Это не по душе не только взрослым, но и детям.

Развитие речи ребенка 2 года

Карточки

Используйте специальные развивающие карточки. Вы показываете ребенку карточку и называете, кто или что изображено на ней. Попросите его повторить. Положите перед ребенком 3 карточки, пусть он найдет на них кошку и собаку, мальчика и девочку и т.д. С помощью таких карточек вводим понятия большой-маленький, а позже и сравнение трех предметов по величине. Также с ними можно проводить множество различных игр не только на пополнение словарного запаса ребенка, но и на обозначение формы, цвета, величины, состояния.

Чтение

Обязательно читайте ребенку книжки, в них должны быть красочные картинки. Старайтесь, чтобы книжка соответствовала возрасту ребенка, то есть он должен понимать содержание. Читайте тогда, когда вы и малыш в хорошем настроении, читайте выразительно и не торопитесь. Ничего страшного нет в том, что ваш малыш откажется сидеть и слушать то, что вы читаете. Улучите момент, когда он займется игрушками, подсядьте рядышком и почитайте, не стараясь привлечь. Еще может помочь, если вы позволите ребенку самому выбрать книжку для чтения.

Звуки

Для правильного произнесения звуков полезно тренировать губы и язычок ребенка. Это совсем не трудно: гудите как паровоз, войте как волк. Давайте ребенку вылизывать ложки, снимать кончиком языка с ложки капельки. Смажьте его губы вареньем, пусть облизывает. Перед зеркалом высовывайте язык, стройте рожицы. Пусть малыш цокает язычком, как лошадка, чмокает, присасывает язык к нёбу. Учите сплевывать ниточку, бумажку. Очень полезно дуть и тут можно вовсю использовать мыльные пузыри, вертушки, кораблики из бумаги.

Очень важно

Родители любят оценивать темпы развития своего ребенка, опираясь на достижения других детей. Не надо усиленно натаскивать вашего ребенка, чтобы он догнал Петю, Васю или Наташу. У вашего малыша свои темпы развития и сравнивайте его только с ним самим, и всегда помните, что ваш ребенок самый лучший, самый любимый и вообще самый-самый.

Источники: http://medkarta.com/razvitie-rechi-rebenka-dvuh-treh-let.htm, http://www.best-mother.ru/860_razvitie_rechi_rebenka_v_3_goda, http://r-rech.ru/-1-2-.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Узи сердца ребенку где

УЗИ сердца детям, ЭхоКГ ребенку в поликлинике «Маркушка» Ультразвуковые далее...

Развитие компьютерной игры дошкольном возрасте

Дети дошкольного возраста и компьютерные игры О влиянии компьютерных игр далее...

Сумамед суспензия для детей 200мг 5мл

Достоинства: быстрый и надёжный эффект, давать один раз далее...

Популярные статьи

Интересно