Главная » Развитие ребенка

Задержка психического развития у ребенка 4 лет

Задержка психического развития (ЗПР)

Задержка психического развития (ЗПР) — это замедление темпа развития психики, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в нехватке общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления. преобладании игровых интересов и неспособности заниматься интеллектуальной деятельностью.

Причины

В качестве причины задержки психического развития могут выступать:

  • Нарушения конституционального развития ребенка. из-за которых он начинает по своему физическому и психическому развитию отставать от сверстников — так называемый, гармонический инфантилизм.
  • Различные соматические заболевания (физически ослабленные дети).
  • Поражения центральной нервной системы (дети с минимальной мозговой дисфункцией). У таких детей происходит значительное снижение работоспособности, памяти и внимания. возникают проблемы с усвоением навыков чтения, письма, счета и речи. развиваются эмоциональные и личностные нарушения.

Лечим детские животики

Деринат спрей поможет больному горлу

Как выбрать хорошую клинику для ребенка

Больное горло у детей? – Мы с этим хорошо справляемся!

Что происходит?

При рождении выявить у детей задержку психического развития нельзя. Чаще всего у них нет пороков в физическом облике. Да и родители всегда высоко оценивают способности своего ребёнка, порой не замечая важного — отставания в развитии. Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно возникают, когда ребёнок пошёл в детский сад, в школу, и когда воспитатели. учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал. Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребёнок с возрастом самостоятельно научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками.

Иногда детей с ЗПР относят к педагогически запущенным детям, у которых отставание в развитии обусловлено только причинами социального характера. Однако это в корне неверно.

В одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены не резко. Эмоции таких детей как бы находится на более ранней ступени развития и соответствуют психике ребенка более младшего возраста: с яркостью и живостью реакции, преобладанием эмоций в поведении, игровых интересов, внушаемости и недостаточной самостоятельности. Эти дети неутомимы в игре, в которой проявляют много творчества и выдумки, и в тоже время быстро пресыщаются интеллектуальной деятельностью. Поэтому в первом классе школы у них нередко возникают трудности, связанные как с неумением подчиняться правилам дисциплины, так и с тем, что на занятиях они больше предпочитают играть.

В других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы. В этом случае ребенок склонен к робости, боязливости, страхам. Это препятствует формированию активности, инициативы, самостоятельности. И у этих детей преобладают игровые интересы. Они с трудом привыкают к школе и детскому коллективу, однако на уроках ведут себя более правильно. Поэтому к врачу они нападают не в связи с нарушениями дисциплины, а из-за трудностей обучения. Нередко такие дети очень тяжело переживают свои школьные неудачи.

Необходимо четко понимать, что дети, имеющие временную задержку в развитии, ни в коей мере не относятся к умственно отсталым детям, поскольку хорошо воспринимают предлагаемую помощь, сознательно выполняют поставленные перед ними задачи и правильно оперируют теми понятиями, которые они имеют. При своевременной коррекции большинство из них хорошо продвигаются и постепенно выравниваются.

Диагностика

Разобраться в характере и глубине того или иного нарушения можно только при комплексном обследовании ребенка врачом-психотерапевтом. дефектологом, психологом. логопедом. При этом необходимо учитывать характер ошибок по математике, письму, исследовать состояние отдельных функций моторики, темпа деятельности.

  • Академическая
  • Алексеевская
  • Арбатская
  • Бабушкинская
  • Баррикадная
  • Беговая
  • Белорусская
  • Белорусская (кольцевая)
  • Братиславская
  • ВДНХ
  • Владыкино
  • Водный стадион
  • Войковская
  • Выхино
  • Динамо
  • Дмитровская
  • Домодедовская
  • Каширская (замоск.)
  • Каширская (ках.)
  • Краснопресненская
  • Марксистская
  • Маяковская
  • Молодежная
  • Нагорная
  • Новогиреево
  • Новослободская
  • Новые Черемушки
  • Октябрьское поле
  • Парк культуры
  • Первомайская
  • Петровско-Разумовская
  • Полежаевская
  • Пражская
  • Проспект Вернадского
  • Проспект Мира
  • Пушкинская
  • Речной вокзал
  • Севастопольская
  • Сретенский бульвар
  • Сухаревская
  • Таганская
  • Таганская (кольцевая)
  • Тверская
  • Текстильщики
  • Тимирязевская
  • Тропарёво
  • Трубная
  • Тульская
  • Тургеневская
  • Улица 1905 года
  • Университет
  • Цветной бульвар
  • Чеховская
  • Чистые пруды
  • Юго-Западная

Лечение

Практический опыт показывает, что почти все дети с неосложненной формой временной задержки развития могут стать успевающими учениками общеобразовательной школы. При этом очень важно, чтобы учитель и родители знали, что трудности на начальном этапе обучения ребенка почти никогда не являются результатом нерадивости или лени, а имеют объективные причины, которые могут быть успешно преодолены.

Родителям, в свою очередь, важно понять, что их ребенок будет обучаться медленнее других детей. Но для того, чтобы достичь наилучших результатов, нужно обратиться за квалифицированной помощью к специалистам ( педагогу-дефектологу и, если нужно, к врачу-психотерапевту). как можно раньше начать продуманное и целенаправленное воспитание и обучение, создать все необходимые условия в семье, которые соответствуют состоянию ребёнка.

Поделитесь с друзьями

ЗПР у ребенка 4-х лет

Здравствуйте, Олег Павлович. Моей дочери поставили диагноз ЗПР на ПМПК в 4 года и направили в специализированный детский сад. Девочка очень плаксивая, в колективе группы осваивается с большим трудом, дома бывает тоже закататывает истерики. Разговаривала плохо, до 3-х лет вообще почти ничего не говорила. Родилась на 36 неделе, роды оперативные, околоплодные воды были светлые, однако поставили хроническую внутриутробную гипоксию, в 6 мес резко повернулась и уплала с пеленальника на пол, сразу вызвали скорую.Диагноз:Ушиб головного мозга легкой степени,ушибленная гематома головы. Назначано было: диакарб, церебролизин. Моторно развивалась по возрасту, сама пошла в 11 мес. В 1 год УЗИ головного мозга - эхо -изменений со стороны головного мозга не выявлено, обследование глазно дна - тоже норма. С такими анализами наш невролог в поликлинике сняла нас с учета, с диагнозом. здорова. До полутора лет речь развивалась, а потом как переломный момент какой-то случился, начились истерики, плач по ночам, не выполнение просьб взрослых. Обращались к специалистам, ээг провести не получилось, т.к. ребенок истошно кричал и не разрешал себе надеть шапочку прибора. Обследование получилось провести только в 3 года. Заключение ЭЭГ :Признаки дисфункции подкорково-стволовых стуктур, назначено лечение. кортексин, фенибут, пантогам. В 4 года повторно делали ЭЭГ, невролог сказала что картина улучшилась, в данный момент пьем пантогам то 1 т 2р.д. Занимаемся дома с педагогом, дочка стала раскрашивать, формы, цвета и прочее называть правильно, говорит предложениями, ребенок подвижный, в настоящий момент невролог ставит:Астено-невротический синдром, рекомендует занятия с психологом. Скажите пожалуйста, могла ли ЧМТ так сильно сказаться на психическом здоровье ребенка, если в годик невролог нас выписала(после этого мы стали обращаться к платному невропатологу), и каковы наши шансы на то, что девочка догонит по развитию своих сверстников? Огромное спасибо за внимание!

Добрый день! Черепно-мозговая травма, особенно в таком раннем возрасте, очень опастна дальнейшими последствиями, в том числе и в психическом плане развития ребёнка. Лечением последствий ЧМТ у детей успешно занимается Медицинский центр ООО КриоЦентр (г.Москва). Сайт в Интернете: www.cryocenter.ru (раздел Лечение ). Еженедельно там проводятся бесплатные консультации таких детей, назначается соответсвующее лечение. Со стороны врачей по месту жительства необходим постоянный контроль за состоянием здоровья Вашего ребёнка. С уважением, доктор Тараканов О.П.

Консультация дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу.

Задержка психического развития у детей: причины, симптомы, лечение

Задержка психического развития у детей (заболевание часто обозначается как ЗПР) — медленный темп совершенствования некоторых психических функций: мышления, эмоционально-волевой сферы, внимания, памяти, который отстаёт от общепринятых норм для конкретного возраста.

Заболевание диагностируется в дошкольном или младшем школьном периоде. Чаще всего обнаруживается на предварительном тестировании перед поступлением в школу. Выражается в ограниченности представлений, нехватке знаний, неспособности к интеллектуальной деятельности, преобладании игровых, чисто детских интересов, незрелости мышления. В каждом индивидуальном случае причины заболевания бывают разными.

Причины ЗПР

В медицине определяются разные причины задержки психического развития у детей:

  • патологии беременности: тяжёлый токсикоз, интоксикация, инфекции, травмы;
  • недоношенность;
  • внутриутробная гипоксия плода ;
  • асфиксия при родах;
  • инфекционные, токсические, травматические заболевания в раннем возрасте;
  • генетическая предрасположенность;
  • травмы при родах;
  • отставание от сверстников в физическом развитии;
  • соматические заболевания (нарушения в работе различных органов);
  • поражение отдельных участков центральной нервной системы.
  • ограничение жизнедеятельности в течение длительного времени;
  • психические травмы;
  • неблагоприятные условия жизни;
  • педагогическая запущенность.

В зависимости от факторов, которые привели в итоге к задержке психического развития, выделяют несколько видов заболевания, на основании чего составлен ряд классификаций.

Виды задержки психического развития

В медицине есть несколько классификаций (отечественных и зарубежных) задержки психического развития у детей. Самые известные — М. С. Певзнер и Т. А. Власовой, К. С. Лебединской, П. П. Ковалёва. Чаще всего в современной отечественной психологии пользуются классификацией К. С. Лебединской.

  1. Конституциональная ЗПР определяется наследственностью.
  2. Соматогенная ЗПР приобретается в результате перенесённого заболевания, которое повлияло на мозговые функции ребёнка: аллергия, хронические инфекции, дистрофия, дизентерия, стойкая астения и др.
  3. Психогенная ЗПР определяется социально-психологическим фактором: такие дети воспитываются в неблагоприятных условиях: однообразная среда, узкий круг общения, недостаток материнской любви, бедность эмоциональных отношений, обделённость.
  4. Церебрально-органическая ЗПР наблюдается в случае серьёзных, патологических отклонений в развитии мозга и определяется чаще всего осложнениями в период беременности (токсикоз, вирусные заболевания, асфиксия, алкоголизм или наркомания родителей, инфекции, родовые травмы и пр.).

Каждый из видов по данной классификации отличается не только причинами заболевания, но и симптоматикой и курсом лечения.

Симптомы ЗПР

С уверенностью поставить диагноз ЗПР можно только на пороге школы, когда возникают явные трудности при подготовке к учебному процессу. Однако при внимательном наблюдении за ребёнком симптомы болезни можно заметить раньше. К ним могут относиться:

  • отставание умений и способностей от сверстников: ребёнок не может совершать простейшие действия, характерные для его возраста (обувание, одевание, навыки личной гигиены, самостоятельная еда);
  • нелюдимость и излишняя замкнутость: если он сторонится других детей и не участвует в общих играх, это должно насторожить взрослых;
  • нерешительность;
  • агрессивность;
  • тревожность;
  • в период младенчества такие детки начинают позже держать головку, делать первые шаги, говорить.

При задержке психического развития у детей одинаково возможны проявления умственной отсталости и признаки нарушения в очень важной для ребёнка эмоционально-волевой сфере. Нередко встречается их комбинация. Бывают случаи, когда малыш с ЗПР практически не отличается от одногодок, но чаще всего отсталость является достаточно заметной. Окончательный диагноз ставится детским неврологом при целенаправленном или профилактическом осмотре.

Отличия от умственной отсталости

Если к окончанию младшего (4 класс) школьного возраста признаки ЗПР остаются, врачи начинают говорить либо об умственной отсталости (УО), либо о конституциональном инфантилизме. Эти заболевания отличаются:

  • при УО психическое и интеллектуальное недоразвитие имеет необратимый характер, при ЗПР всё исправимо при надлежащем подходе;
  • дети с ЗПР отличаются от умственно отсталых способностью использовать помощь, которая им оказывается, самостоятельно переносить её на новые задания;
  • ребёнок с ЗПР пытается понять прочитанное, тогда как при УО такое желание отсутствует.

При постановке диагноза не нужно опускать руки. Современная психология и педагогика могут предложить комплексную помощь таким деткам и их родителям.

Лечение задержки психического развития у детей

Практика показывает, что дети с задержкой психического развития вполне могут стать учениками обычной общеобразовательной школы, а не специальной коррекционной. Взрослые (педагоги и родители) должны понимать, что трудности обучения таких детей в самом начале школьной жизни — вовсе не результат их лени или нерадивости: они имеют объективные, достаточно серьёзные причины, которые должны быть совместно и успешно преодолены. Таким детям должна быть оказана комплексная помощь родителей, психологов, педагогов. Она включает в себя:

  • индивидуальный подход к каждому ребёнку;
  • занятия с психологом и сурдопедагогом (который занимается проблемами обучения детей);
  • в отдельных случаях — медикаментозную терапию.

Многим родителям трудно принять тот факт, что их ребёнок в силу особенностей своего развития будет обучаться медленнее остальных детей. Но это нужно сделать, чтобы помочь маленькому школьнику. Родительские забота, внимание, терпение вкупе с квалифицированной помощью специалистов (педагога-дефектолога, врача-психотерапевта) помогут обеспечить ему целенаправленное воспитание, создать благоприятные условия для обучения.

Источники: http://medportal.ru/enc/pediatrics/education/4/, http://touch.health.mail.ru/consultation/403644/, http://www.vse-pro-detey.ru/zaderzhka-psixicheskogo-razvitiya-u-detej/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Игры для детей старшего возраста

Игры и конкурсы для детей школьного далее...

Методики диагностики универсальных творческих способностей детей

Методики диагностики универсальных творческих способностей для далее...

Мрт головного мозга грудному ребенку

МРТ или магнитно-резонансная томография далее...

Популярные статьи

Интересно