Главная » Рост ребенка

Закономерности роста развития ребенка кратко

Общие физиологические закономерности роста и развития организма человека

Возрастная физиология изучает особенности жизнедеятельности организма в различные периоды индивидуального развития или онтогенеза. В понятие онтогенеза включают все стадии развития организма от момента оплодотворения яйцеклетки до конца жизни человека, выделяя пренатальный этап и постнатальный.

Под развитием понимают 3 основных процесса:

1) рост — увеличение числа клеток или увеличение размеров клеток, т. е. количественный процесс;

2) дифференцирование органов и тканей;

3) формообразование, т.е. качественные изменения. Эти процессы тесно взаимосвязаны. Например, ускоренный рост тела замедляет процессы формообразования, дифференцирования тканей, развитие вторичных половых признаков, а усиленные процессы полового развития замедляют рост тела, нарастание мышечной массы.

Весь жизненный цикл делится на отдельные возрастные периоды, т. е. отрезки времени онтогенеза, каждый из которых характеризуется своими специфическими особенностями организма — функциональными, биохимическими, морфологическими и психологическими.

Возрастная периодизация основана на комплексе признаков: размеры тела и отдельных органов, их масса, окостенение скелета, прорезывание зубов, развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания, развитие мышечной силы и пр.

С учетом количественных и качественных изменений в организме различают следующие возрастные периоды:

10 дней-1 год — грудной возраст;

1-3 года — раннее детство;

4-7 лет — первое детство,

8-12 лет — мальчики и 8-11 лет девочки—второе детство;

13-16 лет — мальчики и 12-15лет—девочки—подростки;

17-21 год — юношии 16-20 лет — девушки — юношеский;

22-35 лет — первый зрелый;

35-60 лет — мужчины и 35-55 лет — женщины — второй зрелый;

60-74 года — пожилой;

75-90 лет — старческий;

90 лет и более — долгожители.

В связи со школьным обучением выделяют дошкольный возраст до 6-7 лет, младший школьный, средний и старший школьный возраст.

Особо отмечают период полового созревания, выделяя препубертатный период, 1 фазу пубертата — мальчики 13-15 лет и девочки 11-13 лет, 2 фазу пубертата— мальчики 15-17 лет и девочки 13-15 лет. В этот период происходит существенная гормональная перестройка в организме, развитие вторичных половых признаков, заметное ухудшение условно-рефлекторной деятельности, двигательных навыков, увеличиваются вегетативные изменения при нагрузках, возрастаетутомление, затрудняется речь, отмечается неуравновешенность эмоциональных реакций и поведения. Заметным является пубертатный скачок роста — значительный годовой прирост длины тела — у девочек около 1З лет, у мальчиков — около 14 лет.

Основными закономерностями возрастного развития являются периодизация и гетерохронность, т. е. неравномерность и разновременность роста и развития.

В ходе онтогенеза наблюдаются определенные периоды формирования отдельных функций и органов, ускорение и замедление их роста. Периоды ускорения развития различных функций не совпадают. Наиболее интенсивный рост длины тела происходит на протяжении 1 года жизни и в период полового созревания: в среднем, у девочек в 12-13 лет, у мальчиков в 14-15 лет. Речь формируется до 2-3 лет, а речевая регуляция движений с 4-5 лет. В возрасте 6-7 лет начинается смена молочных зубов на постоянные. Основные позы тела осваиваются до 1 года, а основной фонд движений закладывается до 3-х лет. В возрасте 6—12 лет достигается максимальное развитие иммунной ткани в организме. До 8 лет увеличивается длина шага, а с 8-9 лет нарастает темп ходьбы и бега. После 14 лет заметно нарастают масса тела и сердца.

Периодизация в развитии мозга проявляется в более раннем созревании первичных полей коры больших полушарий, затем — вторичных полей и в наиболее позднем созревании ассоциативных третичных полей. Анатомически третичные поля к 7-8 годам созревают лишь на 80% от размеров взрослого мозга, а функциональное их развитие продолжается вплоть до 18-20 лет и более.

В связи с основными закономерностями возрастной периодизации строится программа обучения детей в школе, нормирование физических и умственных нагрузок, определение размеров мебели, обуви, одежды и пр. Закономерности роста и развития человека учитываются в законодательстве — возможность получить работу, вступить в брак, нести ответственность за проступки, получать пенсию и пр.

Переход от одного возрастного периода к другому является переломным этапом развития, когда организм переходит от одного качественного состояния в другое. Скачкообразные моменты развития целого организма, отдельных его органов и тканей называются критическими. Они жестко контролируются генетически. Сними частично совпадают так называемые сенситивные периоды, которые возникают на их базе и менее всего контролируются генетически, т. е. являются особенно восприимчивыми к влияниям внешней среды, в том числе педагогическим и тренерским.

Критические периоды переключают организм на новый уровень онтогенеза, создают морфофункциональную основу существования организма в новых условиях жизнедеятельности,

а сенситивные периоды приспосабливают функционирование организма к этим условиям. С этим связана высокая чувствительность организма к внешним влияниям в сенситивные периоды развития.

Благоприятные воздействия на организм в сенситивные периоды оптимальным образом содействуют развертыванию наследственных возможностей организма, превращению врожденных задатков в определенные способности, а неблагоприятные задерживают их развитие, вызывают перенапряжение функциональных систем, в первую очередь, нервной системы, нарушение психического и физического развития.

Тренировочные воздействия в сенситивные периоды наиболее эффективны. При этом возникает более выраженное развитие физических качеств — силы, быстроты, выносливости и др. наилучшим образом происходят реакции адаптации к физическим нагрузкам, в наибольшей степени развиваются функциональные резервы организма.

Сенситивные периоды для развития различных физических качеств проявляются гетерохронно. Так, например, сенситивный период развития абсолютной мышечной силы наблюдается в 14-17 лет. Сенситивный период развития различных проявлений качества быстроты приходится на 11 -14 лет. Этот же примерно период является сенситивным для развития скоростно-силовых возможностей. Для общей выносливости сенситивный период проявляется гораздо позже — в 15-20 лет. Развитие гибкости особенно бурно происходите 3-4 до 15лет,а ловкости — с 7-10 до 13-15 лет. Именно на протяжении сенситивных периодов применяемые средства и методы в физическом воспитании достигают наилучшего тренирующего эффекта. В последующие периоды те же средства и объемы тренировочных нагрузок подобного прироста физических качеств не обеспечивают.

Для человека наиболее важным является сенситивный период формирования речи — до 2-3-х лет жизни. Дети, по воле случая воспитанные среди животных и пропустившие этот период, не могут, вернувшись в человеческое общество, адаптироваться к жизни в новых условиях, овладеть речью, необходимыми навыками и даже погибают вследствие этого, не достигнув взрослого состояния.

Функции целостного организма осуществляются только при тесном взаимодействии со средой. Организм реагирует на среду и ипользует ее факторы для своего существования и развития.

2.Гомеостаз и регуляция функций в организме.

Все процессы в организме осуществляются только при сохранении относительного постоянства внутренней среды организма.

К внутренней среде организма относят: кровь, лимфу и тканевую жидкость.

Способность сохранять постоянство хим. состава и физико-химических свойств внутренней среды называют гомеостазом. Это постоянство поддерживается работой систем органов кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения и др. обеспечивающих взаимодействие клеток и органов. В организме постоянно происходят процессы саморегуляции физиологических функций, создающие необходимые для существования организма функции.

Саморегуляция - это свойство биологических систем устанавливать и поддерживать на определенном, относительно постоянном уровне те или иные физиологические или другие биологические показатели. С помощью механизма саморегуляции у человека поддерживается относительно постоянный уровень кровяного давления, температуры тела, физико-химических свойств крови и тд. Одним из условий саморегуляции обратная связь между регулируемым процессом и регулирующей системой.

3.Механизмы регуляции. нервный и гуморальный.

Гуморальная регуляция - один из механизмов координации жизнедеятельности в организме, осуществляемой через жидкие среды организма с помощью биологически активных веществ, выделяемых клетками. тканями и органами.

Нервная регуляция - осуществляется нервной системой.

Нервная система объединяет все клетки и органы в единое целое, изменяет и регулирует их деятельность, осуществляет связь организма с внешней средой. ЦНС и кора больших полушарий головного мозга воспринимают изменения окружающей среды и внутреннего состояния организма. Своей деятельностью обеспечивают развитие и приспособление организма к постоянно меняющимся условиям существования.

Гуморальный механизм более древний. Нервный – более совершенный.

Нервный и гуморальный механизмы регуляции взаимосвязаны.

Это общебиологические свойства живой материи. Рост и развитие начинаются с момента оплодотворения яйцеклетки, представляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение всей жизни. Процесс развития протекает скачкообразно, отдельные этапы или периоды характеризуются качественными и количественными изменениями.

Развитие - процесс качественных и количественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровней сложности организации и взаимодействия всех его систем.

Развитие включает в себя три основных фактора: рост, дифференцировку органов и тканей, формообразование. Они находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Рост - количественный процесс, характеризирующийся непрерывным увеличением массы организма и сопровождающийся изменением числа его клеток или их размеров.

В процессе роста изменяется число клеток, телесная масса и антропометрические показатели. В одних органах и тканях ( кости, легкие) - рост осуществляется за счет увеличения число клеток, в других ( мышцы, нервная ткань)- за счет увеличения размеров самих клеток. Более точный показатель роста организма - это повышение в нем общего количества белка и увеличение размеров костей.

5.Закономерности онтогенетического развития

a. неравномерность и непрерывность роста и развития

c. явления опережающего созревания жизненноважных функциональных систем

Неравномерность и непрерывность роста и развития

И.А.Аршавский - энергетическое правило скелетных мышц - особенности энергетических процессов в различные возрастные периоды, а также изменение и преобразование деятельности дыхательной и сердечно –сосудистых систем в процессе онтогенеза находятся в зависимости от соответствующего развития скелетной мускулатуры.

А.А.Маркосян - надежность биологических систем. Это такой уровень регулирования процессов в организме, когда обеспечивается их оптимальное протекание с экстренной мобилизацией резервных возможностей и взаимозаменяемостью, гарантирующей приспособление к новым условиям, и к быстрому возврату к исходному состоянию.

Согласно этой концепции, весь путь развития от зачатия до естественного конца проходит при наличии запаса жизненных возможностей. Они и обеспечивают развитие и оптимальное течение жизненных процессов при меняющихся условиях внешней среды.

Гетерохрония. П.К.Анохин - учение о гетерохронии - (неравномерное созревание функциональных систем) и учение о системогенезе.

Функциональная система - широкое функциональное объединение различно локализованных структур на основе получения конечного эффекта, необходимого в данный момент ( функциональная система акта сосания, функциональная система, обеспечивающая передвижение тела в пространстве) Функциональные системы созревают неравномерно, включаются поэтапно, сменяются, обеспечивая организму приспособление в различные периоды онтогенетического развития.

Системогенез - эта закономерность развития четко выявляется на стадии эмбрионального развития.

Шпаргалка: Возрастная физиология и школьная гигиена

Возрастная физиология

НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ ГОЛОВНАЯ БОЛЬ Механизмы возникновения. Многие внутричерепные образования головного мозга и его оболочек лишены чувствительной.
изменения нервно -психического состояния (раздражительность, вспыльчивость, пониженное настроение или эйфория, бессонница, снижение работоспособности и др.)
В результате нарушения трофики в тканях и рефлекторного воздействия ионизирующей радиации на рецепторы и вегетативные центры и прямой на нервные клетки изменяются функции ЦНС.

Раздел: Рефераты по медицине
Тип: книга Просмотров: 6514 Комментариев: 2 Похожие работы
Оценило: 1 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать

ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ И КОНТРОЛЬ ПО ФИЗИОЛОГИИ ПРЕДИСЛОВИЕ Учебное пособие представляет собой способ безмашинного программированного обучения и.
12.В чем физиологическое значение изолированного проведения возбуждения по нервному волокну?
6.В чем заключается особенность развития процессов возбуждения и торможения в нейронах центральной нервной системы новорожденных?

Раздел: Рефераты по медицине
Тип: учебное пособие Просмотров: 4002 Комментариев: 3 Похожие работы
Оценило: 2 человек Средний балл: 3 Оценка: неизвестно Скачать

1. История отечественной педиатрии Начало становления отечественной педиатрии относится к 18 веку. Ломоносов в письме к Шувалову указывает на.
В результате отрицательных эмоций, травм, патологических импульсов, поступающих из внутренних органов, в коре головного мозга может наступить дискоординация между процессами.
судороги), поствакцинальные состояния и т.д. Недостаточной дифференцировкой коры головного мозга. слабым регулирующим влиянием ее на нижележащие отделы нервной системы, высокой.

Раздел: Рефераты по медицине
Тип: шпаргалка Просмотров: 11572 Комментариев: 2 Похожие работы
Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать

ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ Кафедра физического воспитания и спорта КУРС ЛЕКЦИИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ОМСК - 2005 УДК ББК Курс.
Трудно долго продолжать работу и при быстром чередовании мышечных сокращений и расслаблений, ибо это приводит к высокой подвижности процессов возбуждения и торможения в коре.
Умственный труд проходит в условиях недостаточной двигательной активности, что способствует развитию процессов торможения в коре больших полушарий и, как следствие, ухудшение.

Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту
Тип: учебное пособие Просмотров: 20053 Комментариев: 2 Похожие работы
Оценило: 1 человек Средний балл: 4 Оценка: неизвестно Скачать

Вопросы к экзамену Возрастная психология и психология развития 1. Понятие психологии развития и возрастной психологии. 2. Предмет психологии.
Сильная и подвижная нервная система, с преобладанием процессов возбуждения. дает холерический, взрывной темперамент, при уравновешенности процессов возбуждения и торможения.
Частные изменения целесообразно анализировать на уровнях: отдельного нейрона. нервной ткани, отдельных структурных образований, входящих в состав мозга. и целого мозга как системы.

Раздел: Рефераты по психологии
Тип: учебное пособие Просмотров: 16688 Комментариев: 4 Похожие работы
Оценило: 2 человек Средний балл: 4.5 Оценка: неизвестно Скачать

ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ ВОЗРАСТНОЙ ФИЗИОЛОГИИ Термин ГИГИЕНА происходит от греческого слова - целебный, *приносящий здоровье. Его происхождение связано.
Считается, что при образовании условного рефлекса очаг стойкости возбуждения. возникший в центре безусловного рефлекса притягивает к себе возбуждение. возникшее в центре.
В OCHOBV определения типа нервной деятельности положены следующие свойства нервной системы: сила процессов возбуждения и торможения. их взаимная уравновешенность (соотношение силы.

Раздел: Рефераты по биологии
Тип: шпаргалка Просмотров: 9178 Комментариев: 2 Похожие работы
Оценило: 7 человек Средний балл: 3.6 Оценка: 4 Скачать

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО возрастной физиологии Лекция 1 предмет, задачи и методы возрастной физиологии План Предмет, задачи возрастной физиологии и ее связь с.
Например, дозированные нагрузки (умственные - для выяснения механизмов умственной работоспособности. физические - для оценки мышечной работоспособности и ее физиологических.
Проходит немного времени и высокими темпами начинает развиваться нервная система, увеличивается масса головного мозга. возрастает возможность формирования условных рефлексов и т. д.

Раздел: Рефераты по медицине
Тип: учебное пособие Просмотров: 8289 Комментариев: 2 Похожие работы
Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать

1. Предмет и содержание анатомии и физиологии. Значение этих наук в психолого-педагогической подготовке будущего учителя Анатомия человека (от греч.
Чувствительные (центростремительные) нейроны воспринимают раздражение от рецепторов, возбуждающихся под действием раздражителей из внешней среды или из самого организма человека, и.
Механизм: условный рефлекс резко увеличивает силу и превышает порог работоспособностинейронов коры головного мозга .

Раздел: Рефераты по биологии
Тип: шпаргалка Просмотров: 36966 Комментариев: 2 Похожие работы
Оценило: 5 человек Средний балл: 4.2 Оценка: неизвестно Скачать

для ее регистрации. Основные пока-затели ЭКГ и их связь с сердечным циклом. Изменение показателей ЭКГ при мышечной работе. Р- возбуждение предсердий
В процессе спорт.тренировки рост быстроты обусловлен следующими механизмами: увеличение лабильности нервных и мышечных клеток, ускоря-ющих проведение возбуждения по нер-вам и.
1. Перифери-ческий - сложный орган, состоящий из наружного, среднего и внутрен-него органа; 2. Проводниковый отдел - первый нейрон нах-ся в спиральном узле улитки, получает.

Источники: http://www.lifeinhockey.ru/metodiki/metodicheskie-materialy/sportivnaya-fiziologiya/717-obshchie-fiziologicheskie-zakonomernosti-rosta-i-razvitiya-organizma-cheloveka, http://neobio.ru/content/view/2093/128/, http://www.bestreferat.ru/referat-125098.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Что такое сэк головного мозга у ребенка

Субэпендимальное кровоизлияние Субэпендимальное кровоизлияние является наиболее час­той формой среди далее...

Расшифровка узи сердца у детей

Расшифровка нормальных показателей УЗИ сердца Исследование далее...

Развитие ритмических способностей детей дошкольного возраста

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. далее...

Популярные статьи

Интересно