Главная » Способности ребенка

Изобразительные способности творчества детей

Изобразительная деятельность - это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. [1]

Г.В.Лабунская и Н.П.Сакулина считают, что процесс создания образа складывается из двух частей: формирование зрительного представления и его воспроизведение. По мнению Л.А.Венгера, Н.П.Сакулиной первую часть деятельности называют ориентировочной, а вторую - исполнительской. Разные по характеру они требуют от человека проявления различных качеств (свойств) личности, т.е. способностей. [3]

В.И.Кириенко рассматривает способности к изобразительной деятельности как определенные свойства зрительного восприятия, а именно:

способность воспринимать объект в сочетании всех его свойств как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут наблюдаться (целостность восприятия);

способность оценивать в рисунке отклонения от вертикальных и горизонтальных направлений;

способность оценивать пропорции;

способность оценивать степень приближения данного цвета к белому;

способность оценивать перспективы сокращения. [2]

Своеобразный подход к выделению содержания способностей к изобразительной деятельности предлагает А.Г.Ковалев. Он говорит не о способностях, а о способности к изобразительной деятельности, которая имеет свою структуру. I компонент - ведущее свойство и два опорных. Структуру способности он выделяет исходя из преимущественного проявления в деятельности тех или иных свойств психики, ведущее свойство - художественное воображение, без которого невозможны развитие и воплощение замысла; II компонент - опорное свойство:

острая зрительная чувственность (чувство линии, чувство пропорции, чувство симметрии);

специальная умелость руки, высокое развитие моторной функции с обобщенными умениями, закрепившимися в системах движений.

Кроме этого выделяется фон способностей - эмоцииональная настроенность, легко возникающая у ребенка благодаря высокой эмоциональной чувствительности.

Исходя из отмеченных выше особенностей изобразительной деятельности, можно сказать, что выделенные А.Г.Ковалевым способности в большей степени отражают существо деятельности, ее сенсорный и одновременно творческий характер. Эти способности проявляются и в ориентировочной, и в исполнительной деятельности. Очень важно выделение специальной умелости руки как одного из компонентов способности. Это согласуется и с существующим в общей теории способностей положением о соотношении способностей с умениями и навыками. Весьма ценна для понимания проблемы, выделенная исследователем структура способностей. Он отмечает, что ведущие и опорные свойства способности могут меняться местами в зависимости от уровня развития способности. [1]

Особого внимания заслуживают исследования Н.П.Сакулиной в силу их полноты, конкретности, обоснованности, последовательности в раскрытии узловых вопросов и соотнесенности с дошкольным возрастом по проблеме способностей к изобразительной деятельности.

Анализируя разные общественные функции рисунка и определяя среди всех две главные - изобразительную и выразительную, Н.П. Сакулина соответственно выделяет 2 группы способностей к изобразительной деятельности: способность к изображению и способность к художественному выражению. Способность к изображению состоит из 3 компонентов.

1. Восприятие и связанное с ним представление. Чтобы научиться изображать, надо овладеть особым способом восприятия: видеть предмет в целом (воспринимать содержание и форму в единстве), а форму - в тоже, время расчленено (строение, цвет, положение в пространстве, относительную величину).

2. Овладение средствами графического воплощения образа (овладение комплексом умений и навыков изображения, формы, строения, пропорциональных отношений, положения в пространстве).

Без овладения этими графическими навыками, умениями, способность к изображению нельзя сформировать.

3. Овладение техникой рисунка. Технические умения и навыки тесно слиты с графическими, являются их составной частью. Однако Н.П.Сакулина выделяет их в отдельную группу в силу их специфичности и подчиненности главным - графическим.

Из трех компонентов способности к изображению центральным является второй - овладение графическими умениями.

Для успешного развития способности к изображению необходимо иметь задатки в области зрительных и осязательных ощущений и двигательной сферы - владение мелкими и дифференцированными движениями рук (кисти руки, пальцы), отмечает Н.П.Сакулина. [3]

В этой же работе она выделяет показатель уровня развития способности к изображению - степень реальности изображения. Она подчеркивает, что способность к изображению в дошкольном возрасте не может развиваться в полной мере, и детские работы следует только приближать к возможно большей правдивости и полноте отражения реальной действительности.

Сакулина Н.П. выделяет качества, необходимые для создания художественного рисунка, т.е. способность к образному выражению , которую она относит к разряду художественно-творческих способностей. [3]

Согласно анализу психолого-педагогической литературы, изобразительные способности детей дошкольного возраста, рассматриваются как одна из актуальных проблем современности. Она характеризуется разнообразием взглядов и подходов к сущности и структуре понятия изобразительные способности.

1. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М. 1999.

2. Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. - М. 1991.

3. Сакулина Н.П. Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста в занятиях рисованием. - М. 1959.

ОБСУЖДЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ ДОСТУПНО НА ФОРУМЕ САЙТА «УЧЕНЫЕ РОССИИ» WWW.RUSSIAN-SCIENTISTS.RU

Подробнее об обсуждении студенческих работ

Авторы 3 работ (по каждой секции), получивших наибольшее количество положительных конструктивных отзывов и вопросов на форуме, будут награждены дипломами РАЕ. Авторам этих работ будет предложена возможность бесплатно опубликовать дополнительную статью в одном из журналов РАЕ. Авторы также будут приглашены (вместе с научными руководителями) на конференцию РАЕ (Москва, май, 2011 г.) с докладом без оплаты организационного взноса. Дипломы РАЕ будут вручаться руководителям студенческих научных работ, получивших наибольшее количество положительных конструктивных отзывов на форуме.

Для участия в форуме необходимо корректно зарегистрироваться в социальной сети «УЧЕНЫЕ РОССИИ» www.russian-scientists.ru и создать тему, посвященную обсуждению данной работы в форуме Педагогические науки .

Участники студенческого научного форума могут также разместить дополнительные материалы (НАУЧНЫЕ ТЕКСТЫ, ФОТО И ВИДЕО МАТЕРИАЛЫ) для обсуждения на блогах социальной сети www.russian-scientists.ru. Наличие дополнительных материалов также будет учитываться при определении победителей конкурса.

Развитие творческих изобразительных способностей детей в процессе экспериментирования с художественным материалом

Ирина Архипова
Развитие творческих изобразительных способностей детей в процессе экспериментирования с художественным материалом

Предоставляю вашему вниманию свою проектную деятельность.

Цель

моего педагогического исследования - это формирование изобразительных умений и навыков детей в свободном экспериментировании с художественным материалом. Развитие творчества в рисовании посредством нетрадиционных способов и приемов.

Задачи:

1) Формировать представление детей о разных видах изобразительных техник нетрадиционного рисования. 2) Углублять и систематизировать знания детей об изобразительном материале. 3) Развивать умение чувствовать свойства изобразительного материала, учитывать его возможности при создании рисунка. 4) Развивать направленность, креативность и качества дивергентного мышления у детей старшего дошкольного возраста. 5) Формировать практические навыки работы в экспериментировании с изобразительным материалом. 6) Организовать целенаправленную работу по ознакомлению родителей воспитанников с развитием творчества детей в рисовании. В процессе своего педагогического исследования выделила

основные положения:

-Необходимые компоненты творчества-воображение и мышление. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития образного мышления и воображения. Поэтому развитие творческих способностей возможно при одновременной активизации этих процессов. -Творческий подход подразумевает развитие качеств дивергентного мышления: быстроты, гибкости, оригинальности, точности. -Важнейшая линия развития воображения-это развитие направленности, управляемости воображения. Развитие особенностей воображения: подвижности образов, умения отступать от шаблонов, создавать новое, оригинальное произведение, придумывать разные варианты одной и той же темы. -Рисование приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения. Нетрадиционные способы рисования предлагают ребенку больше шансов для самовыражения, эксперимента.

Опыт показывает,

что важное условие развития художественного творчества детей-это вариативность, разнообразие работы новизна обстановки, широкий выбор изобразительного материала, интересные задания и темы. Все это вношу в свою работу с детьми. Проектная деятельность осуществлена через кружковую работу. Для детей выбраны интересные и доступные им техники рисования, предоставлена возможность выбора. Разнообразие материалов для рисования вызывает тягу к изобразительному творчеству, там, где некоторым ребятам не удается традиционный рисунок карандашом или красками, прекрасно получается изображение в другой технике рисования. Темы кружковых занятий подобраны так, чтобы дети смогли проявить творчество и фантазию. Например, рисование мыльными пузырями на тему Смешарики ,коктейльными трубочками раздували краску, получались разноцветные деревья и дивные цветы. Изучали оттенки цвета в рисовании пальчиком на тему Разноцветные снежинки , развивали воображение в рисовании на темы Дивный сад Снежной королевы , Сказочные птицы , упражнялись в технике рисования по- сырому на тему Экзотические животные , осваивали технику граттаж по темам Восковые рисунки и Удивительное путешествие под водой .

На развлечениях ребята получили удовольствие и радость творчества в разнообразных играх, упражнениях, загадках, заданиях.

Интересно прошли развлечения на темы: В стране Вообразилии , Там, на неведомых дорожках , Сундучок домовенка . Работая по теме проекта, поддерживала тесную взаимосвязь с родителями воспитанников, были организованы выставки детского творчества, прошло анкетирование, в котором родители узнали об особенностях развития творчества детей. Большой интерес родителей наблюдался на родительском собрании по теме: Детское изобразительное творчество в рисовании . Живое участие взрослых и детей прошло в семейной игре на тему Портрет прекрасной дамы

Достигнутые результаты своей проектной деятельности вижу в следующем:

Дети получили большую возможность творить, переживать радость творческой деятельности. Научились использовать в изобразительном продукте графические средства и нетрадиционные способы рисования. Ребята получили хорошее развитие моторики рук, творческого воображения, композиционных умений, цветовосприятия, зрительно-двигательной координации. Для педагогов и родителей: создание системы работы и критериев оценки с детьми по рисованию с использованием разнообразного художественного материала. Самообразование, саморазвитие в сфере своей работы, повышение профессионального мастерства, обмен опытом с коллегами. Поиск, развитие сотрудничества с родителями в вопросах художественно-эстетического воспитания детей.

Список литературы:

Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М. 1999,КомароваГ. С. Детское изобразительное творчество Мозаика-синтез 2006,Кудрявцева В. Феномен детской креативности Дошкольное воспитание. 2007,Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей Ярославль. Академия развития,1996,Латунская Г. В. Художественное воспитание в семье М Педагогика 1970

Публикации по теме:

Конструирование-любимый вид занятия моих малышей Добрый день, дорогие коллеги! Сегодня мне хотелось бы немного рассказать о конструировании в моей младшей группе. В течение всего года основной.

ОБРАЗЦОВАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНАЯ ИЗОСТУДИЯ «ЮНЫЙ ХУДОЖНИК» 6-24 ЛЕТ

В программе занятий –

  • Вы приобщитесь к богатейшему миру изобразительного искусства.
  • Освоите принципы изображения различных форм – от геометрических тел до фигуры человека.
  • Познакомитесь с различными техниками и стилями.
  • Сможете определить свое направление в творчестве.
  • Наши занятия дают уникальную возможность творческого погружения в процесс изобразительного искусства.

Когда производится набор?

Начать заниматься можно в любое время. Набор производится в течение всего года при наличии свободных мест в кружках.

Структуру изостудии составляют кружки, разделенные по возрасту:

Кружок «Клякса» - 6-9 лет

В кружке дети знакомятся с азами рисования - точка, штрих, линия, форма, цвет. Осваивают различные техники - гуашь, акварель, уголь, пластилин.

Кружок «Кисточка - 1» - 9-11 лет

Кружок «Кисточка - 2» - 9-11 лет

В кружках продолжается изучение жанров и видов изобразительного искусства и творчества знаменитых художников. Знакомятся с основными законами перспективы, светотени, пропорции.

Кружок «Юный художник - 1» - 11-14 лет

Кружок «Юный художник - 2» - 15-24 лет

Воспитанники этих кружках уже более осознанно подходят к своим работам имея некоторый опыт живописи рисунка и композиции. Используют для творческих работ более сложные техники и материалы, такие как масленые краски, акрил, цветные карандаши, гуашь, пастель и батик.

Занятия в кружках платные.

Социальные кружки:

Кружок «Экологический плакат» - 7-14 лет

Овладение основами рисования плаката, воплощение в рисунке знаний в области экологии и охраны окружающей среды.

Кружок «Клякса - М» - 6-9 лет

В кружке дети знакомятся с азами рисования - точка, штрих, линия, форма, цвет. Осваивают различные техники - гуашь, акварель, уголь, пластилин.

Кружок «Кисточка - М» - 9-11 лет

В кружках продолжается изучение жанров и видов изобразительного искусства и творчества знаменитых художников. Знакомятся с основными законами перспективы, светотени, пропорции.

Кружок «Юный художник - М» - 12-18 лет

Воспитанники этого кружка уже более осознанно подходят к своим работам имея некоторый опыт живописи рисунка и композиции. Используют для творческих работ более сложные техники и материалы, такие как масленые краски, акрил, цветные карандаши, гуашь, пастель и батик.

Занятия в социальных кружках бесплатные.

Иссамидинов Николай – выпускник МАРХИ

Щерба Анна и Ламочкина Юлия – школа искусств им. М.А. Балакирева

Маслова Екатерина и Свирина Ирина – колледж декоративно-прикладного искусства имени Карла Фаберже

Дудорова Ангелина – школа акварели Сергея Андрияка

в 2015г. Департаментом культуры города Москвы изостудии присвоено звание «Образцовый самодеятельный коллектив»

Февраль 2014г. – Открытый городской конкурс «Защитникам Родины посвящается», изостудия «Кисточка», диплом победителя

Апрель 2014г. – Открытый городской конкурс «Разноцветный мир», Фатяев Максим, диплом IIместо

Август 2014г. - Международный фестиваль искусств «Мост дружбы», изостудия «Юный художник»

Сентябрь 2014г. – Фестиваль «Читай! Умей! Живи ярко!» в рамках XXVIIМосковской международной книжной выставки-ярмарки, изостудия «Юный художник», диплом победителя

Декабрь 2014г. – Московский международный рождественский конкурс-фестиваль детского изобразительного творчества «Вифлеемская звезда», лауреат Iстепени Анастасия Васильева-Павлова

Декабрь 2013г. – Московский международный рождественский конкурс-фестиваль детского изобразительного творчества «Вифлеемская звезда», лауреат Iместо Щерба Анна

Декабрь 2011г. – Московский международный рождественский конкурс-фестиваль детского изобразительного творчества «Вифлеемская звезда», диплом IIстепени Сорокина Наталья

2010г. - Окружной конкурс изобразительного и декоративного-прикладного творчества детей и молодежи «Мир будущего – в твоих руках», Бровко Мария, диплом Iместо.

В 2011г. изостудия награждена ДипломомII степени X Международного московского рождественского конкурса-фестиваля детского изобразительного творчества «Вифлеемская звезда».

В 2010г. «Юный художник» занялаI и II места в окружном конкурсе изобразительного и прикладного искусства «Мир будущего – в твоих руках».

В 2006г. студия занялаI место в окружном фестивале духовной культуры «Пасхальная весна».

16.11.14-20.11.14гг. повышение квалификации по теме «Социализация личности участников творческого коллектива» (в рамках мастер-классов Международного фестиваля искусств «Музыка звезд»).

Работы студийцев находятся: Высший экологический совет при Госдуме РФ, Департамент по связям с общественностью г. Москвы, редакция журнала «Социальное партнерство», региональный фонд «Жизнь ради жизни», Префектуры округа г. Москвы, печатный орган «Дом природы», союз общественных экологических организаций г. Москвы др.

Источники: http://www.rae.ru/forum2011/123/1566, http://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-tvorcheskih-izobrazitelnyh-sposobnostei-detei-v-procese-yeksperimentirovanija-s-hudozhestvenym-materialom.html, http://www.dk-kapotnja.ru/kruzhki2/1134-obrazcovaya-samodeyatelnaya-izostudiya-yunyy-hudozhnik-6-24-let.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Можно давать ребенку лук репчатый

Лук для грудничков: вводим в прикорм и лечим далее...

Рассчитать рост и вес ребенка до года

Онлайн калькулятор питания ребенка до 1 года Когда родится малыш, далее...

Ли ребенок донором костного мозга

Могу ли я быть донором костного мозга? Почему российским далее...

Популярные статьи

Интересно