Главная » Способности ребенка

Развитие математических способностей детей с нарушениями речи

Статья по математике (старшая группа) по теме:
Успешное формирование математических способностей у детей с нарушением речи посредством дидактических игр

Обучение состоит не в том, чтобы поместить нечто в другого человека, а в том чтобы извлечь уже имеющееся..

Понятие развитие математических способностей является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связаных с ними логических операций. Математическое развитие - значимый компонент в формировании картины мира ребенка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учителям-логопедам, воспитателям и родителям детей, имеющих нарушения речи.

В этой статье мной обобщён опыт работы по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития. К статье прила.

«Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством дидактических игр»

Во второй младшей группе закладываются основы математического развития у детей. Для того чтобы обеспечить активную работу детей на непосредственно образовательной деятельности широко используются игро.

Формирование фонематических функций у детей с нарушениями речи посредством использования компьютерных игр

Формирование фонематических функций у детей с нарушениями речи посредством использования компьютерных игрЧисло дошкольников с отклонениями в речевом развитии постоянно растет. Среди них большую.

Развитие математической способности у детей старшего дошкольного возраста посредством логических игр

В статье раскрыт опыт работы по развитию математической способности у детей старшего дошкольного возраста посредством логических игр, представлены игры, раскрыто понятие математическая способнос.

«Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством дидактических игр»1. Игры путешествие во времени.2. Игры на ориентирование в пространстве.3.

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве а также запаха и вкусе. Успешнос.

Структура и содержание математического образования дошкольников с тяжелыми нарушениями речи STRUCTURE AND DETAILS OF MATHEMATICS EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN WITH HEAVY SPEECH PATHOLOGY Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

  • знаково-символические способности ,
  • факторы ,
  • тяжелые нарушения речи ,
  • речевые функции ,
  • математическое образование ,
  • математическая деятельность.
  • sign-symbolical abilities ,
  • factors ,
  • heavy speech pathology ,
  • speech functions ,
  • mathematical formation ,
  • mathematical activity.

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Баряева Людмила Борисовна

В статье рассматриваются вопросы математического образования дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Выделяются основные компоненты факторной модели математического развития дошкольников с нормальным речевым развитием и детей с ТНР. Определены основные направления формирования математических представлений у дошкольников с ТНР на основе выделения содержательных компонентов факторной модели и современных подходов к математическому образованию дошкольников с ТНР в условиях реализации ФГОС ДО.

Abstract 2015 year, VAK speciality — 13.00.00, author — Baryaeva Lyudmila Borisovna, Kazan Pedagogical Journal

In article we considered questions of mathematical formation at preschool children with heavy speech pathology (HSP). There are allocated basic components of factorial model of mathematical development of preschool children with normal speech children with HSP. We defined basic directions of formation of mathematical representations of preschool children with HSP on the basis of allocation of substantial components of factorial model and modern approaches to mathematical formation of preschool children with HSP in the conditions of realization of state educational standards.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Казанский педагогический журнал , Баряева Людмила Борисовна

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Баряева Людмила Борисовна Структура и содержание математического образования дошкольников с тяжелыми нарушениями речи // КПЖ. 2015. №6-1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/struktura-i-soderzhanie-matematicheskogo-obrazovaniya-doshkolnikov-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi (дата обращения: 19.09).

Баряева Людмила Борисовна Структура и содержание математического образования дошкольников с тяжелыми нарушениями речи Казанский педагогический журнал (2015). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/struktura-i-soderzhanie-matematicheskogo-obrazovaniya-doshkolnikov-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi (дата обращения: 19.09).

Баряева Людмила Борисовна (2015). Структура и содержание математического образования дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Казанский педагогический журнал URL: http://cyberleninka.ru/article/n/struktura-i-soderzhanie-matematicheskogo-obrazovaniya-doshkolnikov-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi (дата обращения: 19.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Баряева Людмила Борисовна Структура и содержание математического образования дошкольников с тяжелыми нарушениями речи // КПЖ. 2015. №6-1 С.125-131.

Баряева Людмила Борисовна Структура и содержание математического образования дошкольников с тяжелыми нарушениями речи Казанский педагогический журнал (2015).

Баряева Людмила Борисовна (2015). Структура и содержание математического образования дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Казанский педагогический журнал

Статья по математике (старшая группа) по теме:
особенности формирования математических представлений у детей с нарушениями речи

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

В современном обществе всё больше внимания уделяется обучению, воспитанию и развитию подрастающего поколения. Особая роль в образовании принадлежит дошкольной педагогике. Именно в дошкольном детстве, в процессе социально-организованной и стимулированной деятельности, происходит становление психических процессов, развиваются качества личности. Огромное значение в образовании, развитии, социальной адаптации и подготовке к школьному обучению принадлежит формированию математических представлений у дошкольников.

Наиболее важным является понимание того, что специально организованный процесс обучения позволяет создать условия для развития ребёнка. Одним из источников развивающей роли обучения является содержание усваиваемых знаний. В связи с этим был определён круг математических представлений, которыми должен овладеть ребёнок.

Задачами математической подготовки являются не только формирование знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, навыков и умений в счёте, вычислениях, измерении, но и развитие познавательных интересов и способностей, словесно-логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребёнка.

Несмотря на теоретическую обоснованность дидактических условий обучения математике в дошкольных учреждениях, существуют трудности формирования математических представлений у детей. Основные ошибки при выполнении математических заданий допускаются из-за:

  1. неумения осуществлять самоконтроль,
  2. пояснять свои действия,
  3. включать математические термины в речевое высказывание.

Выделенные особенности проявляются в большей степени у дошкольников, имеющих речевую патологию. Это связано с их особенностями развития, структурой дефекта. У детей могут быть нарушены: грамматическая структура текста и фразы, лексический запас, произношение и голос, темп, плавность. Нередко можно наблюдать сочетание указанных нарушений. Для многих детей характерны нарушения познавательной деятельности в целом, обусловленные как самим речевым дефектом, так и низкой умственной работоспособностью.

Поэтому дети с нарушениями речи отстают в овладении умениями навыками, предусмотренными программой, в том числе по разделу математики.

Мною было проведено обследование группы детей, с целью изучения особенностей формирования математических представлений у детей 5 лет с диагнозами ОНР и ЗПР. Оно показало, что дети испытывают трудности:

  1. в установлении зависимости и отношений между числами,
  1. в усвоении сенсорных эталонов: цвет, форма, величина,
  2. в определении пространственного положения предметов,
  3. в определении различных отрезков времени принятыми единицами измерения, а также последовательности процессов, их смены и периодичности.

Дети с нарушениями речи имеют практические навыки счёта, могут выполнить сравнение численности групп предметов, действия сложения и вычитания. Однако,

  1. их знания о множестве, числе и счёте неустойчивы, требуют постоянной зрительной опоры;
  2. отсутствие комментирования математических операций осложняет переход к умственной форме выполнения действий;
  3. трудности в речевом регулировании деятельности препятствуют самостоятельному исправлению ошибок, формированию самоконтроля;
  4. плохо понимают инструкцию к заданию, смысл математических терминов, не могут включить в речь известные им математические фразы. не умеют пользоваться словесными образцами;
  5. затрудняются осуществить перенос на аналогичное задание.

Всё это затрудняет не только обучение математике, но и формирование навыков учебной деятельности. Поэтому в процессе обучения математике детей коррекционной группы, должна происходить также коррекция речевого развития и познавательной деятельности. В течении двух лет, которые дети ходят к нам, должны решаться задачи обучения, воспитания и коррекции.

Задача обучения предполагает формирование у детей представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени в соответствии с требованиями программы. Воспитательные задачи реализуются в процессе формирования таких качеств личности, как аккуратность, ответственность, дисциплинированность, организованность. Коррекционная задача предполагает развитие понимания речи, расширение пассивного и активного словарного запаса, лексико-грамматических структур, формирование связной речи, развитие словесно-логического мышления.

При построении работы с детьми по формированию математических представлений я использовала специальные подходы, позволяющие в комплексе решать вышеперечисленные задачи.

Так как развитие речи и познавательных процессов взаимосвязаны, то я применяла проблемное изложение учебного материала: постановка проблемных вопросов, использование заданий, которые заставляют детей решать поставленную задачу, находить ответ на вопрос, узнавать правильное решение.

Известно, что речь и моторика взаимосвязаны, поэтому детям постоянно предлагались разнообразные практические задания, требующие скоординированных действий между руками, а также тактильного восприятия объектов математических операций. На начальных этапах обучения мной использовались более простые мыслительные операции (анализ, классификация) с опорой на наглядно-образное мышление, а на последующих этапах обучения – более сложных (обобщение, абстракция). Комментирование хода выполнения заданий позволило увеличить активный словарный запас, научить детей правильно высказывать мысли. Большое внимание уделялось развитию слухового внимания, умению понимать предметно-содержательную сторону высказывания.

Я старалась поддерживать у детей интерес к выполнению предлагаемых им заданий. Этому способствовало использование наглядных пособий, игр, игровых приёмов. В процессе деятельности у детей формируются положительная мотивация, умение преодолевать трудности, развивается самоконтроль.

Для того, чтобы координировать работу по математике и развитию речи, я соотнесла требования программы по этим разделам. Например, формирование представлений о величине в старшей группе

Источники: http://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2013/02/12/uspeshnoe-formirovanie-matematicheskikh-sposobnostey-u-detey-s, http://cyberleninka.ru/article/n/struktura-i-soderzhanie-matematicheskogo-obrazovaniya-doshkolnikov-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi, http://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2012/02/06/osobennosti-formirovaniya-matematicheskikh-predstavleniy-u-detey-s

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Компонентов препарата дети до 2

Фенистил Фармакологическое действие: Антиаллергическое действие Фенистила далее...

Отек руки после укуса комара ребенка

Отек кисти у ребенка от укуса насекомого Отправил(а) Ксюня13 . далее...

Узи сердца ребенку 2 года

Как и зачем делают УЗИ сердца детям далее...

Популярные статьи

Интересно