Главная » Способности ребенка

Развитие способности воображения детей дошкольного возраста

Альманах Восток

'Развитие способности воображения' - новая книга для учителей, психологов, родителей

Из выпуска: N 1(37), январь 2006г

Книга «Развитие способности воображения» предназначена, главным образом, педагогам, работающим в дошкольных образовательных учреждениях, начальной школе и учреждениях дополнительного образования, она будет также полезна родителям детей от трех до десяти лет. Интересна эта книга будет и педагогам-психологам, так как содержит диагностические задания для определения уровня развития воображения детей.
Глава и программа развития воображения на материале русской народной сказки написана Э.С.Акоповой ; программа визуально-эстетического воспитания разработана итальянской художницей и педагогом Э.Кабасси; технология развития воображения на календарно-тематических циклах, комплексных и предметных занятиях описана Е.В.Коноваловой; глава о диагностике способности воображения написана разработчиком-психологом Л.Н.Алексеевой. В книгу включены разработки сценариев занятий

Развитие способности воображения

Методическое пособие для воспитателей и учителей

Э.С.Акопова, Л.Н.Алексеева, Э.Кабасси, Е.В.Коновалова. Развитие способности воображения в дошкольном и начальном школьном возрасте: экспериментальная программа для детского сада и начальной школы/ Методическое пособие для воспитателей и учителей. – М. Пушкинский институт, 2005. 352 с.– илл. – Серия: Мыследеятельностная педагогика.

Ю.В.Громыко – доктор психологических наук, президент Московской академии культуры и развития образования;

Е.Ю.Иванова – директор государственного образовательного учреждения «Детский сад – начальная школа» № 1835 «Материнская школа».

Вашему вниманию предлагается образовательная программа развития способности воображения у детей дошкольного и начального школьного возраста. Программа разработана коллективом экспериментальной площадки «Материнская школа» на базе государственного образовательного учреждения (ГОУ) «Детский сад – начальная школа» № 1835 г.Москвы. Программа проходила апробацию в разновозрастных группах от 3 до 10 лет) дошкольников и учащихся начальной школы ГОУ № 1835 с 1995 года. Отдельные модули этой программы апробированы в московских школах, входящих в инновационную сеть «Мыследеятельностная педагогика».

Данная книга является описанием опыта работы педагогического коллектива, реализующего экспериментальную программу развития способности воображения в условиях государственного образовательного учреждения. В книге изложены теоретические основания этой программы, приводятся сценарии занятий с детьми на самом разном материале: понимание русских народных сказок, обучение живописи по программе итальянской художницы Э.Кабасси, традиционные занятия по развитию речи, математике, музыке.

Проект «Материнская школа» появился в 1994 году и был осуществлен на практике в ГОУ № 1835 благодаря сотрудничеству Московской академии культуры и развития образования, Управления образования Центрального административного округа и Департамента образования г.Москвы. В 2003 году проекту «Материнская школа» было присвоено звание лауреата Международного образовательного форума «Школа – 2003», а в 2004 году – звание лучшего инновационного проекта на Всероссийской выставке «Школа – 2004» в Сокольниках.

Концепция «Материнской школы» как основа деятельности государственного образовательного учреждения базируется, с одной стороны, на федеральных и региональных документах, с другой – на принципах мыследеятельностной педагогики, что и определяет приоритетные направления образования и воспитания детей от 3 до 10 лет в учреждениях, использующих модель «Материнской школы».

В основу создания модели «Материнской школы» положены следующие идеи:

• складывание семейно-общинных форм организации жизни в целях образования и воспитания детей;

• укоренение человека в отечественной истории и культуре за счет выделения культурных оснований в диалоге носителей культур;

• мыследеятельностное содержание образования (формирование способностей воображения, понимания, организации действия, коммуникативных способностей, рефлексии, мышления).

Реализация данных идей предполагала ориентацию на работу с индивидуальной «трассой» развития каждого ребенка, с его зоной ближайшего развития, которая создается в процессе взаимодействия воспитателей, детей, специалистов-предметников и родителей.

Для апробации модели «Материнская школа» в 1994г. была создана экспериментальная площадка, в рамках которой совмещалась работа научно-исследовательского коллектива Московской академии культуры и развития образования (МАКРО) под руководством доктора психологических наук Ю.В.Громыко и педагогического коллектива ГОУ «Детский сад – начальная школа» № 1835. Целью эксперимента была разработка и реализация модели новой практики образования и воспитания детей в возрасте от 3 до 10 лет.

Развитие способности воображения у детей дошкольного и начального школьного возраста стало одной из важнейших задач для педагогов, разработчиков модели и психологов-диагностов. Собственно, одному из направлений экспериментальной программы, а именно развитию воображения, и посвящена эта книга.

Первая глава и программа развития воображения на материале русской народной сказки написана Э.С.Акоповой – заместителем директора ГОУ № 1835 по экспериментальной деятельности; программа визуально-эстетического воспитания разработана итальянской художницей и педагогом Э.Кабасси; технология развития воображения на календарно-тематических циклах, комплексных и предметных занятиях описана методистом ГОУ № 1835 Е.В.Коноваловой; глава о диагностике способности воображения написана разработчиком-психологом ГОУ № 1835 Л.Н.Алексеевой (при поддержке РФФИ грант № 02-06-80162). В книгу включены разработки сценариев занятий педагогов ГОУ № 1835 и СОШ № 597 (Москва).

Книга «Развитие способности воображения» предназначена, главным образом, педагогам, работающим в дошкольных образовательных учреждениях, начальной школе и учреждениях дополнительного образования, но будет также полезна родителям детей от трех до десяти лет. Интересна эта книга будет и педагогам-психологам, так как содержит диагностические задания для определения уровня развития воображения детей.

Copyright (c) Альманах Восток

Особенности развития творческого воображения старших дошкольников

Воображение неотделимо от творческой деятельности человека, от его поведения. Творческое воображение очень важно развивать в старшем дошкольном возрасте, так как именно тогда происходит подготовка к школьному обучению и развитие познавательных функций психики детей становится более интенсивным. Этот факт подтверждают исследования ученых-психологов Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, В. А. Крутецкого, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, О. М. Дьяченко и других.

Творческое воображение не может сформироваться само по себе: оно складывается на протяжении жизни ребенка и зависит от условий его жизни, воспитания, полученных впечатлений. Воспитание в наибольшей степени способствует развитию творческого воображения ребенка.

Творческое воображение помогает создавать новые образы, совершенно отличные от тех, которые хранятся в памяти человека. Оно представляет собой активный познавательный процесс, результатом которого становится появление новых образов и предметов действительности, продуктов деятельности.

Говоря об особенностях развития творческого воображения старших дошкольников, можно отметить следующее. Этот процесс близок к образному мышлению, однако результат творческого воображения в гораздо большей степени непредсказуем.

Развитие творческого воображение в старшем дошкольном возрасте необходимо сочетать с развитием образного мышления, так как большинство детей данной возрастной группы относится к художественному типу, а не к мыслительному. Воображение эффективнее всего развивается в деятельности, поэтому важно включить воспитанников в предметно-практическую деятельность, сообразную возрасту. Это должна быть прежде всего развивающая игра.

Творческая деятельность ребенка должна быть положительно мотивирована, носить личностный смысл, чтобы ее результат был высоким. При этом воспитатель должен быть доброжелателен к детям, постоянно заинтересовывать их, увлекать новыми идеями, техниками, элементами, автором которых может быть и он сам, и дошкольники. Чаще нужно давать сложные, необычные задачи, требующие нестандартного решения.

Самым продуктивным полем деятельности при развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста следует считать, конечно, занятия по развитию речи, изобразительному искусству и трудовому обучению. Ребенок должен не только выполнять задания воспитателя — нарисовать что-либо или сделать из определенного материала: бумаги, полиэтилена, из природных материалов (шишек, листьев, камешков), — но и проявлять желание сделать что-то самому, заинтересовавшись тем или иным материалом, приемом, техникой. Необходимо поощрять это стремление, поддерживать наиболее конструктивные предложения детей на занятиях. На занятиях можно и даже нужно сочетать различные виды деятельности: иллюстрирование, рисование, лепка, чтение и продолжение рассказа или сказки. Можно изобразить главных героев понравившегося произведения в различных техниках и разными способами, а затем устроить выставку работ. При этом нельзя особенно выделять какие-то работы, а похвалить всех детей за старание и активность, чтобы стимулировать их дальнейшую творческую деятельность.

Целесообразно включать в занятия отдельные упражнения и задания, направленные на развитие творческого воображения. Например, можно поразмышлять о том, с каким животным ассоциируют себя дети, попросить их придумать орнамент, нарисовать несуществующее животное или растение, дать ему название, имя и так далее. С этой целью воспитатель должен отслеживать публикации в специальных периодических изданиях, повышать свою квалификацию и расширять кругозор. Кроме того, подобные упражнения нужно включать в содержание занятий регулярно, а не время от времени, поскольку эффект достигается при их постоянном использовании.

Не нужно ограничивать стремление детей быть в чем-то не как все, быть оригинальным, так как это также является проявлением творчества. Необходимо, напротив, создавать наиболее комфортные условия для деятельности детей, которая станет творческой только тогда, когда в ней будет большая доля самостоятельности. Соответственно, тогда же начнет развиваться и творческое воображение старших дошкольников.

Необходимо умело стимулировать ребенка к проявлению творческого воображения, а не заставлять его, иначе все полученные результаты будут одинаковыми и творчества не получится. Нужно наблюдать за детьми, отмечать, у кого больше склонности к работе с тем или иным материалом, в той или иной сфере. Например, заметив, что у некоторых детей есть способность сочинять интересные связные рассказы, можно дать им задание составить рассказ по картинке, еще одной группе воспитанников предложить выполнить еще ряд иллюстраций к придуманному тексту, чтобы получилась небольшая книжка, кто-то из воспитанников может придумать игру по мотивам придуманного и нарисованного. Этот этап — коллективное творчество — не менее значим, так как в его результате может появиться весьма оригинальный и актуальный для всей группы продукт.

Не менее важным является развитие творческого воображения старших дошкольников вне дошкольного образовательного учреждения, дома, в семье. От того, какие книги читают родители ребенку, какими видами творчества занимаются совместно, даже от того, каким образом они отвечают на вопросы своих детей, зависит развитие творческого воображения, фантазии детей.

Таким образом, взрослым принадлежит главная роль в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Необходимо развивать его последовательно, системно, уделяя большое внимание личности, индивидуальности каждого воспитанника.

1. Ануфриева Г. Вдовкина С. Огороднова О. Воображение и творчество // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 12. — 120 с.

2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Книга для учителя. — М. Просвещение. — 1991. — 198 с.

3. Полуянов Ю. А. Воображение и способности. ‒ М. Знание. ‒ 2003. ‒ 155 с.

4. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития. — 1997. — 240 с.

Развитие способностей у дошкольников

Уже в раннем возрасте у детей можно заметить самое первое проявление способностей - склонность к какому-либо виду деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает радость, удовольствие. Чем больше малыш занимается этим видом деятельности, тем больше ему хочется это делать, ему интересен не результат, а сам процесс. Ребенку нравится не нарисовать картинку, а рисовать; не построить домик, а строить его. И все-таки наиболее интенсивно и ярко способности начинают развиваться с 3-4 лет, а в раннем детстве закладываются общие предпосылки их становления. Так, за первые три года жизни ребенок осваивает основные движения и предметные действия, у него формируется активная речь. Перечисленные достижения раннего детства продолжают развиваться в дошкольном возрасте. Общие способности составляют две группы - познавательные и практические. Формирование познавательных включено в становление образных форм познания действительности: восприятие, образную память, наглядно-образное мышление, воображение, т. е. в создание образного фундамента интеллекта.

Центральное место в структуре познавательных способностей занимает способность создавать образы, отражающие свойства предметов, их общее строение, соотношение основных признаков или частей и ситуаций.

К познавательным способностям относят, в первую очередь, сенсорные, интеллектуальные и творческие. Сенсорные связаны с восприятием ребенком предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития. Сенсорные способности интенсивно формируются с 3-4 лет. Усвоение дошкольником эталонов ведет к возникновению идеальных образцов свойств предмета, которые обозначаются в слове. Дети знакомятся с разновидностями каждого свойства и систематизируют их, когда, например, овладевают представлениями о цветах спектра, фонемах родного языка, эталонах геометрических форм.

Основу развития интеллектуальных способностей составляют действия наглядного моделирования: замещение, использование готовых моделей и построение модели на основе установления отношений между заместителем и замещаемым объектом. Так, в качестве готовой модели может выступать план игровой комнаты или участка, по которому дети учатся ориентироваться. Затем они сами начинают строить такой план, обозначая предметы в комнате какими-либо условными значками, например стол - кружком, а шкаф - прямоугольником.

Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребенку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумать сказку или историю, создать замысел игры или рисунка.

Дошкольник включается в многообразные виды деятельности - игру, конструирование, труд и др. Все они имеют совместный, коллективный характер, а значит, создают условия для проявления и развития практических способностей, прежде всего организаторских. Для того чтобы успешно взаимодействовать друг с другом, детям необходим целый ряд умений: постановка цели, планирование содержания, выбор средств для достижения цели, соотнесение полученного результата с предполагаемым, учет мнения партнеров, распределение обязанностей в соответствии с возможностями и интересами каждого, контроль за соблюдением правил, порядка, умения решать спорные вопросы и конфликты без вмешательства взрослого, оценивать отношения партнеров к порученному делу и др.

Закончив раскладывать ложки, Наташа подходит к раздаточному столу, берет стопку тарелок. Подходит Рома. Наташа снимает сверху стопки 3 тарелки и отдает Роме: Бери. Я тебе помогу разложить тарелки. Клади красиво.

К практическим способностям дошкольников относят также конструктивно-технические: пространственное видение, пространственное воображение, умение представлять предмет в целом и его части по плану, чертежу, схеме, описанию, а также умение самостоятельно формулировать замысел, отличающийся оригинальностью. Подчеркнем, что эти способности лежат в основе, в дальнейшем с их помощью дети усваивают такие школьные предметы, как черчение, геометрия, физика, химия, где требуется умение представить сущность процесса, строение механизма. Богатые возможности для развития конструктивно-технических способностей в дошкольном возрасте создает конструирование из разных материалов, конструкторов, использование технических игрушек.

В дошкольном возрасте активно развиваются специальные способности, прежде всего художественные. Дошкольное детство, как никакой другой возрастной период, создает благоприятные условия для их формирования. Дошкольник включен во все многообразие художественных видов деятельности. Он поет, танцует, лепит, рисует. У ребенка дошкольного возраста проявляются такие способности, как изобразительные, декоративно-прикладные, включающие чувство композиции, цвета, формы; музыкальные,
которые составляют мелодический и ритмический слух, чувство лада; театрально- речевые, в которые входят поэтический слух, выразительность интонации и мимики. Любая специальная способность включает основные составляющие: определенный уровень развития познавательных процессов, технических умений, а также эмоциональной отзывчивости и восприимчивости. Причем последнее в художественных способностях выступает на первый план.

Особое место в психологии способностей занимает проблема развития одаренных детей. Под одаренностью понимается качественно своеобразное сочетание способностей, которое обусловливает диапазон интеллектуальных возможностей человека, своеобразие его деятельности. Одаренный ребенок по типу умственного развития опережает своих сверстников. Для него характерны раннее развитие речи и богатый словарный запас, чувствительность к новой информации, умение ее получать и систематизировать, стремление решать трудные проблемы и рассуждать о сложных явлениях, устанавливать скрытые связи между объектами, находить причинно-следственные зависимости. Одаренные дети очень любознательны, задают взрослому много вопросов, которые могут поставить его в тупик, они критичны по отношению к себе и окружающим.

К первой относятся дети с ускоренным умственным развитием. Они отличаются от ровесников высоким уровнем развития интеллекта, поразительной умственной активностью, ненасытной познавательной потребностью.

Вторую группу составляют дети с ранней умственной специализацией. Они характеризуются при обычном общем уровне особой расположенностью к какому-либо одному предмету (к какой-нибудь области науки или техники). По «своему» предмету или группе предметов ребенок может выделяться, значительно может превосходить других детей легкостью, с какой ему дается специфика материала, углубленностью интереса, готовностью усваивать и творчески участвовать в работе.

Рассказывают, что отец известного математика Гаусса обычно платил своим рабочим в конце недели, прибавляя к каждодневному заработку плату за сверхурочные часы. Однажды, после того как Гаусс-отец закончил расчеты, следивший за операциями отца ребенок, которому было едва три года, воскликнул: «Подсчет неверен. Вот какая должна быть сумма». Вычисления повторили и с удивлением убедились, что малыш указал правильную сумму.

Третью группу одаренных детей составляют дети с отдельными признаками незаурядных способностей. Они не опережают сверстников в общем развитии интеллекта, не проявляют ярких успехов в каких-либо областях деятельности, но их отличают особые качества отдельных психических процессов. Например, необычайная память на какие- либо объекты, богатство воображения, проявляющееся в необычных ассоциациях, острая наблюдательность.

Источники: http://www.situation.ru/app/j_artp_1088.htm, http://moluch.ru/archive/79/13928/, http://psyera.ru/2342/razvitie-sposobnostey-u-doshkolnikov

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Что дать ребенку при сильном кашле

Как лечить сильный сухой кашель Все меры лечения при далее...

Сколько капель витамина д давать ребенку

Витамин Д Сколько все-таки принимать витамина Д3. Нам далее...

Ребенка болят ушки температура

26 окт 2010, 13:36 Сыночку 4 далее...

Популярные статьи

Интересно