Главная » Средства для детей

Народный фольклор средство развития речи детей

Фольклор как средство развития речи детей [для воспитателей логопедических групп]

Вспомним известное высказывание М. И. Калинина о народном творчестве. «…самым высоким видом искусство, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронес через столетия… в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности».

Овладевая языком своего народа, его обычаями, ребенок дошкольного возраста получает первые представления о культуре. Ему доступно народное творчество.

И я активно использовала фольклор в своей работе: начала я с того, что познакомила с русским народным творчеством воспитателей логопедических групп. Они выучили русские народные попевки, потешки, поговорки, пальчиковые игры, игры со словами, хороводные песни.

Затем стала работать с детьми, разучивала с ними потешки, поговорки и т. д. А воспитатели по моему заданию в течении дня повторяли и закрепляли с детьми пройденный материал.

О том, как использовать в воспитании ребенка педагогический опыт, накопленный веками, сбереженный народом как одно из самых величайших богатств, и пойдет сейчас речь.

Малыши собираются на прогулку. Попробуйте, одевая детей, приговаривать (через некоторое время дети сами будут приговаривать, выполняя движения, тем самым стимулируя и развивая речь):

Вот они сапожки:
Этот -с левой ножки,
Этот - с правой ножки,
Если дождик пойдет,
Наденем сапожки:
Этот -с правой ножки,
Этот - с левой ножки.
Вот как хорошо!

Валенки, валенки,
Невелички, маленьки,
Опушка бобровая,
Маша чернобровая,

Завяжи потуже шарф, будем делать снежный шар.
Я шар покачу, гулять хочу!

Выйдя на улицу. понаблюдайте за окружающим, «поговорите» с солнышком или дождиком (в зависимости от погоды), детям это очень нравиться:

Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко.
Ждут тебя детки, ждут малолетки!

Дождик, дождик полно лить,
Малых деточек мочить!

Бабочка-коробочка,
Ветер или дождь?
Полетишь – так ветер,
Упадешь – так дождь!

Свет-светлячок,
Посвяти в кулачок!
Посвяти немножко,
Дам тебе горошка,
Кувшин творога,
И кусок пирога!

Мотылек-ветилек,
Принеси нам ветерок:
От ворот поворот
Гнать кораблик ручеек.

Если у ребенка выпал зуб (это случается и в детском саду), нужно сказать:

Мышка-мышка,
Возьми мой зубишко!
Возьми репяной,
А дай мне золотой!

Ребенок старается. похвалите его:

Ой ты, дружок, медовый сахорок,
Румяный пирожок, березовый душок.

Наша Верочка в саду,
Что оладышек в меду,
Красно яблоко в саду.

Ой, мой маленький, ненаглядненький,
Мой хорошенький, мой пригоженький.

Хасанова Гульназ Инсафовна,
учитель-логопед

Влияние детского фольклора на развитие речи детей

Подобные документы

Загадки как один из видов словесного творчества, анализ образовательных функций. Рассмотрение основных особенностей развития образной речи детей старшего дошкольного возраста средствами народного фольклора. Характеристика малых фольклорных форм.

дипломная работа, добавлен 08.10

Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста. Особенности использования загадки как одного из средств развития речи. Методика использования загадок в процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста.

методичка, добавлен 30.04

Характеристика фольклора как средства развития фонематического слуха. Роль колыбельных песен, потешек, скороговорок, пословиц и поговорок в формировании звуковой культуры речи ребенка. Разработка перспективного плана работы с детьми по развитию речи.

презентация, добавлен 20.04

Психолого-педагогические основы развития речи детей дошкольного возраста и особенности развития речи детей с общим недоразвитием речи. Исправление неправильного звукопроизношения, развитие связной речи у детей с ОНР средствами малых форм фольклора.

курсовая работа, добавлен 06.02

Особенности усвоения лексики детьми дошкольного возраста. Изучение влияния малых форм фольклора на развитие речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Методика формирования представлений об антонимах у ребенка с патологией речи.

курсовая работа, добавлен 11.05

Понятие и роль фольклора, его возникновение и развитие. История изучения и собирания произведений устного народного творчества. Классификация детского фольклора. Работа с пословицами, потешками, скороговорками и загадками на уроках литературного чтения.

курсовая работа, добавлен 15.11

Психолого-педагогические основы развития речи детей старшего дошкольного возраста. Занятия в театральном кружке как средство развития речи детей. Анализ изменения уровня развития речи старших дошкольников - участников театрального кружка Теремок .

дипломная работа, добавлен 21.06

Психолого-педагогические особенности развития детей старшего дошкольного возраста. Влияние малых фольклорных форм на развитие речи ребенка в раннем возрасте. Пути развития речи дошкольников. Сборник игр для детей с фольклорными жанрами в детском саду.

курсовая работа, добавлен 16.08

Понятие фольклор , основные фольклорные произведения. Особенности затруднения в понимании малых фольклорных форм старшими дошкольниками. Уровни развития речевых умений детей в контрольной и экспериментальной группах. Анализ результатов исследования.

презентация, добавлен 16.01

Задачи детского сада по ознакомлению детей с произведениями и фольклорным жанром. Развитие образной речи старших дошкольников. Методика проведения занятий по развитию образной речи в старшей группе.

курсовая работа, добавлен 30.10.2004

Анализ литературных источников по проблеме формирования выразительности речи у дошкольников. Экспериментальное исследование выразительности речи у заикающихся детей дошкольного возраста. Методические рекомендации по развитию выразительности речи у детей.

курсовая работа, добавлен 13.09.2006

Психолого-педагогически основы развития связной речи дошкольников, проблема в трудах педагогов. Русские народные сказки как средство развития связной речи детей. Экспериментальное изучение влияния русских народных сказок на развитие связной речи.

аттестационная работа, добавлен 09.01

Теоретические основы формирования выразительности речи у старших дошкольников. Экспериментальное исследование сформированности выразительной речи у детей дошкольного возраста. Условия в дошкольных учреждениях для организации театрализованных игр.

курсовая работа, добавлен 19.10

Подходы к содержанию патриотического воспитания посредством использования фольклора, развитие творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях по музыкальному воспитанию. Пути совершенствования развития творческих способностей детей.

аттестационная работа, добавлен 08.05

Определение понятия детского фольклора как художественной творческой деятельности трудового народа: поэзии, музыки, сказок и календарного фольклора. Методика знакомства дошкольников с песенками и потешками, рассмотрение их воспитательной ценности.

курсовая работа, добавлен 18.03

Понятие связной речи и ее значение для развития детей дошкольного возраста. Роль словесных игр в ее развитии. Содержание и основные методики изучения развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Методические рекомендации по ее развитию.

аттестационная работа, добавлен 15.03

Развитие связной речи старших дошкольников в онтогенезе. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с недоразвитием речи. Составление рассказа с использованием картинно-символического плана. Воспитание правильной речи у ребенка.

курсовая работа, добавлен 22.06

Исследование психологических особенностей развития речи детей дошкольного возраста. Диагностика уровня речевого развития и использование развивающих игр для формирования речи детей в условиях ДОУ. Методические рекомендаций по развитию речи дошкольников.

дипломная работа, добавлен 06.12

Развитие речи в онтогенезе. Изучение дефектов, задерживающих формирование речевых компонентов. Анализ словообразования и грамматических форм у детей с общим недоразвитием речи. Исследование особенностей связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

дипломная работа, добавлен 10.08

Характеристика общего недоразвития речи (ОНР). Уровни речевого развития ОНР, его этиология. Развитие связной речи в онтогенезе. Исследование уровня развития связной речи у детей дошкольного возраста. Коррекция речи детей дошкольного возраста с ОНР.

курсовая работа, добавлен 24.09

Малые фольклорные жанры как средство развития речи дошкольников

Подробности Просмотров: 226

Свежие публикации

Малые фольклорные жанры как средство развития речи дошкольников

В настоящее время особую значимость приобретает принцип предупредительного подхода именно к детям дошкольного возраста, когда своевременный прогноз отсроченных затруднений в развитии речи детей диктует необходимость раннего выявления детей с нарушениями речи, с одной стороны, и разработки адекватного коррекционного их обучения – с другой.

Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д. Б. Эльконин, Р. Е. Левина, А. П. Усова, Е. И.Тихеева и др.). К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти - шести лет.

В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков. что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

Хорошая чистая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения, художественные произведения и другие). Малые фольклорные жанры одни из них.

Наша работа была ориентирована на создание оптимальных условий речевого развития детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора. В связи с поставленной целью рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогиче­ской науке, проанализированы особенности развития речи старших дошкольни­ков.

Изучены известные методики работы по использованию малых форм фольклора, приемы и формы работы, которые предлагались Ю. Г. Илларионовой, Е. И. Тихеевой, А. М. Бородич, С. С. Бухвостовой, О. С. Ушаковой, А. П. Усовой, А. Я Мацкевич, В. В. Шевченко и др.

На основании проведенного анализа литературы мною было определено влияние малых форм фольклора на развитие речи детей старшего дошко­льного возраста.

Провела диагностические исследования для выявления существующих проблем в речевом развитии старших дошкольников. Результаты исследования представлены в таблице №1.

Свою работу мы строили на следующих основных принципах:

o во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;

o во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);

o в-третьих, активного включения детей;

o в-четвертых, использования развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды.

Работу начала с создания условий. Одну из игровых мы оформили в русском стиле, где и проходят занятия с детьми по ознакомлению с русской культурой. Подобрали материал, составили календарный план работы. Малые формы фольклора в образовательной работе с детьми использовали в интегрированной форме как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты).

Для успешной реализации плана работу ведем по трем направлениям:

1. Коррекционное – ответственные логопед Гузий Е. Н. и воспитатель Гергела Л. Р.

2. Музыкальное – отвечает музыкальный руководитель Газимулина О. Г. (знакомство с народным музыкальным искусством и старинными музыкальными инструментами);

3. ИЗОстудия – ответственный Браун Анжелика Ивановна, педагог из ДДТ (знакомство с декоративно-прикладным искусством).

Как уже говорилось выше, одно из основных направлений – коррекционное. Оно посвящёно организации коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи и включает в себя:

- календарно-тематическое планирование по возрастным группам с учётом дат народного календаря;

-“речевой” материал для автоматизации всех групп звуков в связной речи ;

- конспекты индивидуальных логопедических занятий;

- народные игры для автоматизации звуков;

- народные пальчиковые игры;

-конспекты индивидуальных логоритмических занятий;

-конспекты фольклорных развлечений

Проследили динамику изменения уровня речевого развития в процессе работы. Анализ результатов свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса методов и приемов. Процент детей с низким уровнем развития уменьшился на десять процентов. Соответственно количество детей со средним и высоким уровнем развития увеличилось на двадцать процентов.

В процессе работы были замечены такие изменения:

¾ у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх потешки, самостоятельно организовывают народные игры – забавы с помощью считалок.

¾ расширились детские представления об окружающем их мире,

¾ сформировались первоначальные знания о национальной культуре своего народа, обогатился лексический запас новыми словами, оборотами, выражениями,

¾ речь детей стала более яркой, выразительной, эмоционально окрашенной,

¾ усилился самоконтроль за правильным звукопроизношением,

¾ улучшились разные виды связного высказывания: рассказывание, пересказ, диалогическая речь,

¾ у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.

o Разумеется, наше исследование не претендует на достаточно полное, так как вопрос все еще остается актуальным. Однако в плане развития методики работы с малыми формами фольклора переработаны известные методические аспекты и адаптированы для детей старшего дошкольного возраста.

Исходя из анализа проделанной работы, можно прийти к выводу, что уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста повышается, если:

Ø будет организовано специальное обучение родной речи с использованием малых форм фольклора не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в других режимных моментах;

Ø малые формы фольклора будут отобраны адекватно возрасту детей для обучения и развития речи подтвердилась.

Если организована систематическая работа старшим дошкольникам, малые формы фольклора доступны их пониманию и осознанию. Использование малых форм фольклора в развитии речи детей осуществляется совокупностью разнообразных средств и форм воздействия на них. Таким образом, русский фольклор способствует познавательному, речевому, эмоциональному и социальному развитию детей дошкольного возраста и использование малых форм фольклора в речевом развитии детей вполне оправдывает себя. Но этим не исчерпывается глубина воздействия на ребенка малых поэтических форм народного творчества. Они оказывают и нравственное влияние — пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду. Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.

Воспитание правильной и чистой детской речи – одна из важных задач в общей системе работы по родному языку. Осознавать значимость и серьезность проблемы воспитания чистой речи должны и педагоги и родители.

Источники: http://logoportal.ru/folklor-kak-sredstvo-razvitiya-rechi-detey-dlya-vospitateley-logopedicheskih-grupp/.html, http://allbest.ru/k-2c0a65635b3ad78b5d43a88521206d37.html, http://getmedic.ru/vliyanie-na-zdorove/69140-folklor-v-razvitii-doshkolnikov-2

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Укус клеща ребенка в голову последствия

Если ребенка укусил клещ Наступает весна, далее...

Аморфные фосфаты в моче у ребенка причины

Фосфаты в моче Если далее...

Влажный кашель у ребенка

Мокрый (влажный) кашель у ребенка: причины и далее...

Популярные статьи

Интересно