Главная » Средства для детей

Загадки средство развития речи детей

Использование загадок в процессе развития речи детей

Подобные документы

Загадки как один из видов словесного творчества, анализ образовательных функций. Рассмотрение основных особенностей развития образной речи детей старшего дошкольного возраста средствами народного фольклора. Характеристика малых фольклорных форм.

дипломная работа, добавлен 08.10

Особенности развития речи в норме у детей дошкольного возраста в онтогенезе. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, формирование у них речи. Коррекционная работа по развитию речи.

курсовая работа, добавлен 10.06

Психолого-педагогические основы развития речи детей старшего дошкольного возраста. Занятия в театральном кружке как средство развития речи детей. Анализ изменения уровня развития речи старших дошкольников - участников театрального кружка Теремок .

дипломная работа, добавлен 21.06

Особенности речи у детей старшего дошкольного возраста. Диагностика развития связной речи дошкольников. Методические рекомендации по использованию системы наглядного моделирования на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста.

курсовая работа, добавлен 16.01

Влияние логоритмических занятий на развитие просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией. Методы и приемы обучения и развития речи детей с нарушением просодической стороны речи средствами логопедической ритмики.

курсовая работа, добавлен 10.12

Психолого-педагогические основы развития речи детей дошкольного возраста и особенности развития речи детей с общим недоразвитием речи. Исправление неправильного звукопроизношения, развитие связной речи у детей с ОНР средствами малых форм фольклора.

курсовая работа, добавлен 06.02

Методы развития диалогической речи у старшего дошкольника. Анализ воспитательно-образовательных программ. Диагностика особенностей диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста. Выявление уровня развития навыков диалогического общения.

дипломная работа, добавлен 18.02

Развитие речи в онтогенезе. Изучение дефектов, задерживающих формирование речевых компонентов. Анализ словообразования и грамматических форм у детей с общим недоразвитием речи. Исследование особенностей связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

дипломная работа, добавлен 10.08

Теоретические основы проблемы развития связной речи у детей дошкольного возраста. Обзор литературы по изучаемой проблеме. Состояние проблемы в теории и практике. Содержание и методика развития связной речи, пути формирования и результаты эксперимента.

курсовая работа, добавлен 30.10

Особенности развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с нарушением речи III уровня. Диагностическое исследование и особенности коррекционно-педагогической работы.

дипломная работа, добавлен 22.06

Исследование психологических особенностей развития речи детей дошкольного возраста. Диагностика уровня речевого развития и использование развивающих игр для формирования речи детей в условиях ДОУ. Методические рекомендаций по развитию речи дошкольников.

дипломная работа, добавлен 06.12

Содержание коррекционно-развивающих логопедических занятий по формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Диагностика речи детей старшего дошкольного возраста, эффективность использования средств устного народного творчества.

дипломная работа, добавлен 13.05

Понятие фонетико-фонематического недоразвития речи. Особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста. Подбор методик по изучению уровня развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

курсовая работа, добавлен 08.09

Теоретические основы изучения речи детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Рассмотрение периодизации развития речи в контексте нормативов для детей дошкольного возраста. Организация исследования и описание диагностических методик.

дипломная работа, добавлен 22.10

Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста. Организация воспитательно-образовательного процесса по формированию монологической речи у детей 5-6 лет. Использование арт-терапевтической работы и сказкотерапии в детском саду.

курсовая работа, добавлен 09.11

Психолого-педагогическая классификация нарушений слуховой функции у детей. Изучение особенностей речи слабослышащего ребенка старшего дошкольного возраста. Ознакомление с комплексом специальных игр, направленных на развитие речевого аппарата детей.

курсовая работа, добавлен 21.02

Педагогические особенности формирования речи и ее компонентов. Особенности диалогической речи детей в процессе общения со сверстниками и взрослыми. Интеграция образовательных областей как условие развития диалогической речи детей дошкольного возраста.

дипломная работа, добавлен 06.12

Характеристика общего недоразвития речи (ОНР). Уровни речевого развития ОНР, его этиология. Развитие связной речи в онтогенезе. Исследование уровня развития связной речи у детей дошкольного возраста. Коррекция речи детей дошкольного возраста с ОНР.

курсовая работа, добавлен 24.09

Анализ подходов к проблеме устранения фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста путем использования игр и игровых приемов. Организация и методика обследования состояния речи детей старшего дошкольного возраста.

дипломная работа, добавлен 23.08

Закономерности, особенности и педагогические условия развития связной речи детей дошкольного возраста. Экспериментальная методика по обучению рассказыванию как методу формирования связной монологической речи. Cовершенствования качества работы педагогов.

курсовая работа, добавлен 18.03

Консультация для родителей: «Загадка как средство развития мышления и речи дошкольников с ОНР»

В практике специальных дошкольных учреждений и групп для детей с тяжелыми нарушениями речи недостаточно широко используется загадка, компактная и интересная фольклорная форма. При использовании загадок педагоги-дефектологи отдают предпочтение ее содержательному аспекту, а не жанровым и языковым особенностям. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т.е. совершить сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован и способы его расшифровки различны.

Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них: воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции; стимуляция умственной активности; развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире; развитие сенсорной сферы. Это особенно актуально для детей, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР), т.к. в этом случае загадка становится значимым практическим материалом для коррекции и формирования правильной речи ребенка.

По типу логической задачи, характеру умственной операции, необходимой для решения, загадки можно условно разделить на три группы. К загадкам первого уровня сложности относят: загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение); загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-отгадка. Отгадывание таких загадок основано на элементарном анализе (выделении признаков) и синтезе (объединение их в одно целое). Достаточное количество признаков позволяет производить необходимые умственные операции и успешно решать логическую задачу.

Загадки второго уровня сложности включают: загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, в которых по 1-2 признакам нужно восстановить целостный образ предмета; загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений. Чтобы решить подобную логическую задачу, ребенок должен быть знаком с указанным в ней признаком, должен уметь выделить его, связать по ассоциации с другими признаками, не названными в загадке. Это возможно при наличии достаточно полных представлений о предмете, явлении.

Загадками третьего уровня сложности являются метафорические загадки. Отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры, выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга.

При определении уровня сложности следует учитывать следующие факторы: тип логической задачи и характер умственной операции, которую следует выполнить ребенку при отгадывании загадки; доступность изобразительно-выразительных средств загадки для детей с различными уровнями речевого развития; сложность композиционно-синтаксической структуры загадки (предложение-вопрос, односоставное предложение, использование однородных членов предложения и т.д.)

Дошкольники с ОНР испытывают трудности в понимании и интерпретации текста загадок, что, конечно, влияет на правильность отгадывания. Условиями, обеспечивающими правильное понимание и правильное отгадывание загадок, являются: предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых говорится в загадке; продумывание педагогом способа использования загадок, характер и манера их преподнесения; уровень развития речи детей; учет возрастных особенностей и возможностей дошкольников с ОНР.

Тематика загадок для детей младшего дошкольного возраста ограничена их небольшим жизненным опытом. Это загадки о предметах, с которыми ребенок сталкивается в быту, которые оказывают на него эмоциональное воздействие (игрушки, домашние животные, предметы обихода, продукты питания). В загадках названы яркие, характерные признаки, качества и свойства предмета (цвет, форма, величина, голос животного, чем он питается, повадки и т.д.). Младшим дошкольникам можно предложить рифмованные загадки, в которых отгадка рифмуется с текстом загадки.

Детям среднего дошкольного возраста предлагается более широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях природы, о транспорте и т.д. Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, как «мини-рассказ» о предмете. Рекомендуются загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать загадки разнообразной тематики: явления природы, предметы обихода, орудия труда, средства передвижения, связи, спорт, человек, и т.д. Детям предлагаются более сложные виды логических задач: сравнение, исключение, сопоставление и др.

Использование загадок в работе с детьми с ОНР способствует развитию у них навыков речи-доказательства и речи-описания. Уметь доказывать – это не только уметь логически мыслить, но и выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь-доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции. Целесообразно при отгадывании загадок ставить перед ребенком задачу: не просто отгадать загадку, а доказать, обосновать правильность отгадки. При осуществлении анализа загадки педагог подчеркивает своеобразие художественного образа, речевых средств, передающих этот образ. Детей учат выделять и запоминать признаки загаданного предмета, применять прием перегруппировки этих признаков, стимулируют самостоятельность и оригинальность мышления. Таким образом, занимательная форма загадки позволяет легко и непринужденно обучать детей рассуждению и доказательству, самостоятельному анализу текста загадки, поиску путей решения логической задачи. Освоение образного языка загадки, осознание переносного значения слов и словосочетаний возможно при определенном уровне развития абстрактного и образного мышления.

Рейтинг: #160; 0 #160;/#160; 5

Загадка как средство развития речи и мышления Особого ребенка

Паутова Галина Константиновна

За время работы в классе-группе Особый ребенок я столкнулась с большими трудностями усвоения программного материала, развития речи: ребята быстро утомляются и все усваивается с большим трудом.

Анализируя свою работу, я отметила. Что на уроках ребятам очень нравится играть, игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, дает возможность неоднократно повторять один и тот же материал без монотонности и скуки.

Для стимулирования развития речи и мышления учащихся, воспитание интереса к слову я попробовала использовать загадки.

Любая загадка – логическое упражнение, в котором требуется угадать предмет по отдельным его признакам.

Опыт моей работы с 1 И по 9 И класс показал, что использование загадок в учебном процессе может явиться эффективным средством обучения. Загадки я использую на уроках ознакомления с окружающим миром, трудового обучения и т. д. Большое внимание уделяю загадке при работе на уроках по развитию речи детей, формируя у них внятную, интонационно правильную речь.

Работа с загадкой начиналась с третьего класса. Я подбирала простые загадки, опираясь на знакомый детям словарный материал. Например, при повторении названий овощей, когда определяли основные их признаки по форме, цвету, вкусу, когда изучали животных. Например, предлагалась загадка:

На суку растут шары, посинели от жары . (Слива)

Раскололся тесный домик на две половинки, и посыпались в ладони бусинки-дробинки . (Горох)

Мягкие лапки, а в лапках царапки . (Кошка)

Иголки лежали, лежали и под куст убежали . (Еж)

При отгадывании загадок важно, чтобы дети осмыслили, как они догадались, какие слова помогли им отгадать загадку.

Постоянно учу детей строить правильно предложение, чему тоже помогают загадки. Например, такие:

- Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

- Кто всех пугается,

Под кустом спасается?

Загадки помогают разобраться, как строится вопросительное предложение. Так, предлагается составить словосочетания с отгадками: волк (какой?); заяц (что делает?) .А затем и предложения, используя эти словосочетания.

Для закрепления понятия один (ед. число) и много (мн. число) использую загадки:

- Клейкие почки, зеленые листочки

У какого дерева? (Береза)

Для тренировки в определении рода в 8 классе использовала загадки:

Девочка Аленушка посадила зернышко,

Летом выросло на грядке золотое солнышко . (Подсолнух)

Из-за тучки выплываю,

Тускло землю освещаю

Скучно, скучно, мне одной,

А зовут меня (Луной)

Тает снежок, ожил лужок,

Когда это бывает? . (Весной)

На лесной опушке, украшая темный бор,

Вырос пестрый ядовитый . (Мухомор)

Сначала выясняю смысл загадки, после этого находим слова, отвечающие на вопросы: какой. какая. какое?, а затем словосочетания. Опушка (какая?) лесная. Бор (какой?) темный. Для закрепления понятия о согласовании могут быть предложены загадки, где следует дописать окончания, например: на зелен тонк. ножке бел. шарик у дорожки. Ветерок пробежал и развеял бел. шар .

Дети рисуют отгадку (одуванчик) и отвечают на вопросы:

- На ножке (какой?) зеленой, тонкой.

- Шарик (какой?) белый.

Чтобы у ребят обогатился словарь, и расширились представления о признаках предметов, подбираю загадки сходные по смыслу:

- Широкая, глубокая по полю пролегла,

В жару прохладу принесла.

- Узкий, в голубой рубашке, бегу по дну.

Зарисовывают отгадки (река, ручей). Работа с загадками значительно пополняет словарь учащихся.

- Стоял на белой ножке, теперь лежит в лукошке.

Работа с загадкой помогает усваивать и материал на уроках ознакомления с окружающим миром, для закрепления названий птиц, насекомых, продуктов, животных, овощей и т. п.

- Хвост оборвет, другой наживет. (Ящерица)

- На шесте дворец, во дворе певец. (Скворец)

- В душе живет да орешки грызет. (Белка)

Усвоению временных понятий на уроках ознакомления с окружающим миром помогли загадки:

- Что за птицы пролетают

По семерке в каждой стае?

Вереницею летят, не воротятся назад. (Дни недели)

-Двенадцать братьев друг за другом ходят,

Друг друга не обходят. (Месяцы)

Дети обогащают свой словарь такими загадками:

Что за цифра – акробатка?

Если на голову встанет,

Ровно на три меньше станет. (Цифра 9)

Использование загадок создает благоприятные условия для более прочного усвоения материала и обогащает словарный запас учащихся.

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО АНЭКС и Экстернат.РФ

Сайты

Источники: http://allbest.ru/k-3c0b65635a3ad68b4d43b88421316c37.html, http://vmeste2115.com.ru/posts/10-konsultacija-dlja-roditelei-zagadka-kak-sredstvo-razvitija-myshlenija-i-rechi-doshkolnikov-s-onr.html, http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/131-edu-tech/9846-zagadka-kak-sredstvo-razvitiya-rechi-i-myshleniya-osobogo-rebenka.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Обучение детей 2 5

Методики обучения детей далее...

Меню ребенка год грудном вскармливании

Особенности питания ребенка в возрасте 1 года до далее...

Левомицетин глазные капли для детей отзывы

Бесспорные преимущества глазных капель «Левомицетин» для далее...

Популярные статьи

Интересно