Главная » Средства для детей

Знания как средства развития ребенка начальной школы

Тема: «Психологические основы развития речи детей».

1. Особенности восприятия речи ребенком.

2. Развитие связной речи детей.

3. Овладение письменной речью.

4. Факторы речевого развития детей.

1. Овладению речью предшествует восприятие и понимание речи окружающих ребенка людей. Затем, посредством использования голосового аппарата, начинает развиваться собственная речь детей, основанная на подражании. М.Р. Львов обращает внимание на то, что подражание (особенно в школе) нельзя считать бессмысленным процессом, т.к. оно накапливает необходимые умения и создает основу для становления самостоятельной речи.

Воспринимая чужую речь (как устную, так и письменную) ребенок усваивает два вида информации: прямую (предмет речи) и косвенную (информацию о закономерностях языка) (Н.И. Жинкин ). Усваиваемая на подсознательном уровне, косвенная информация способствует формированию у ребенка так называемого «чувства языка». Овладение этой второй информацией и является основой для возникновения и развития самостоятельной речи детей.

2. Основной функцией речи является коммуникативная. Поэтому и ребенок пользуется сначала речью как средством общения. Небольшие высказывания детей, направленные на установление контакта с близкими ему людьми, оформляются первое время в разговорной диалогической форме. Спустя некоторое время ребенок испытывает потребность в построении более развернутых высказываний, адресованных и посторонним слушателям, для которых содержание должно быть понятным. Это и есть начало развития связной речи. К данному моменту дети уже имеют определенный запас слов, они овладевают в той или иной мере некоторыми закономерностями грамматики языка. Но все эти знания – лишь средства, используемые в связной речи. Связность собственно речи означает адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя. Поэтому связная речь – это такая речь, которая может быть вполне понята на основе ее собственно предметного содержания, то есть для понимания такой речи необязательно учитывать ситуацию ее протекания – достаточно лишь контекста речи. По этой причине такую речь называют контекстной.

Речь маленького ребенка характеризуется обратным свойством: она не образует того связного контекста, на основании которого ее можно было бы полностью понять. Смысловое содержание этой речи будет понятно лишь с учетом ситуации нахождения ребенка или протекания его речи. Такая речь определяется как ситуативная.

Но эти два типа речи не следует противопоставлять: любая речь имеет определенный контекст, а также и связь с некоторой ситуацией.

Контекстная речь начинает развиваться у ребенка вследствие реализации новой цели – изложить сведения о каком-то предмете или явлении, не связанном непосредственно с ситуацией протекания речи. Очевидно, что начало активного развития связной речи детей обусловлено их приходом в школу. Знания, которыми ребенок овладевает в процессе учебной деятельности, не часто связаны с конкретной ситуацией, в которой он их излагает. Поэтому речь здесь перестраивается. Задачей младшего школьника становится такое построение речи, при котором его бы поняли, исходя только из речевого контекста, а не из ситуации.

Дальнейшее развитие связной речи связано с овладением учениками письменной речью.

3. Овладение письменной речью – очень важный этап в развитии речи (и мышления) детей. Ребенок к этому моменту имеет опыт общения в устной речи и поэтому, разумеется, свободнее владеет именно последней. Кроме того, младшие школьники испытывают определенные трудности в освоении техники письма. Но немаловажными являются и психологические различия этих двух форм речи.

При обучении наблюдается взаимодействие этих двух форм речи. Сначала, естественно, доминирует устная речь. Поэтому в первых сочинениях учащихся сохраняются черты разговорного стиля. Но при правильно организованной работе по развитию связной речи учащихся детские речевые произведения приближаются к книжным стилям (художественному, деловому, научному). Этому способствует, во-первых, высокая речевая культура учителя; а во-вторых, те высокохудожественные тексты, с которыми дети знакомятся на уроках и в ходе внеклассной работы. Все это приводит к тому, что уже письменная речь со всеми требованиями, предъявляемыми к ней, оказывает влияние на устную.

4.Факторы речевого развития детей ( сформулированные М.Р. Львовым):

1. Фактор положительных эмоций.

2. Фактор потребности эмоционального контакта с близким человеком.

3. Фактор физиологического развития органов речи: речевых центров мозга, памяти, произносительных и слуховых органов.

4. Фактор потребности содержательного общения.

5. Фактор потребности и способности обобщения и номинации.

6. Фактор речевой среды (как естественной, так и искусственной ( педа-гогически организованной)).

7. Фактор речевой активности самого ребенка.

Условия развития речевой активности: а) общая активность ребенка, его коммуникабельность, общительность, доброе расположение к близким людям, инициативность, стремление к лидерству в коллективе; б) умение преодолевать скованность, застенчивость; в) способность переходить от ситуативного диалога к монологу, к обдуманной спланированной речи.

Речевая активность в процессе школьного обучения включается в систему познавательной деятельности, что придает речи целенаправленный характер. Что новое вносит школа в речевое развитие дошкольника: 1) осознание языка и речи как объекта наблюдения; 2) добавление к двум видам устной речи (говорению и аудированию ) двух видов письменной речи (письмо и чтение); 3) переход ситуативной речи дошкольника в сферу волевых действий; 4) становление чтения и пересказа в качестве основного орудия познавательной деятельности; 5) начало формирования школьника как языковой личности (социализация).

8. Фактор изучения языковой теории. Он имеет следующие влияния на речевое развитие школьников: во-первых, изучение теории и практики на ее основе развивает мышление; во-вторых, изучение языковой теории всегда обращено к языковому анализу образцовых текстов; в-третьих, языковая теория обеспечивает овладение культурой речи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка / П од ред. А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия. – М. Изд-во АПН РСФСР, 1956. – 519 с.

2. Выготский Л.С. Мышление и речь // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / П од ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. В.В. Петухова. – М. Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С. 153-175.

3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М. Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 472 с.

4. Жинкин Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе // Проблемы совершенствования содержания и методов обучения русскому языку в IV - VIII классах: Материалы конференции преподавателей методики русского языка пед. ин-тов и научных сотрудников НИИ педагогики 15-16 апреля 1969 года: Тезисы докладов. – Вып. 1. – М. Изд-во АПН СССР, 1969. – С. 101-108.

5. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова: Сборник статей / С ост. Коровина В.Я. – М. Просвещение, 1966. – С. 5-25.

6. Жинкин Н.И. Развитие письменной речи учащихся III - VII классов // Известия АПН РСФСР. - Вып. 78, 1956. – С. 141-250.

7. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М. Наука, 1982. – 158 с.

8. Львов М.Р. Речевое развитие человека // Начальная школа, 2000, № 6. – С. 98-105.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер Ком, 1999. – 720 с.

Источники: http://www.rsu.edu.ru/wordpress/wp-content/uploads/e-learning/Shuvaeva/l5.htm

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

До какого времени кормить ребенка грудным молоком

Вечный вопрос: «До далее...

Картинки творческие способности детей

Как развивать творческие способности далее...

Можно ли ребенку пить ромашку

Сколько давать ромашки грудничку? Ромашка – растение, обладающее далее...

Популярные статьи

Интересно