Главная » Упражнения для детей

Упражнения на память для младших школьников

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста -упражнения, помогающие справиться с рассеянностью

По сравнению со школьниками, подростками и взрослыми ребенку дошкольного возраста не приходится прилагать особых усилий для запоминания новой информации. Его память устроена таким образом, что любые новые знания, которые он видел, слышал или получил иным путем, сохраняются в сознании без помощи специальных методов запоминания. Но подобная ситуация сохраняется лишь до того момента, пока родители вместе с учителями не познакомят ребенка с методами, позволяющими управлять своей памятью. И обычно большое влияние оказывают на развитие памяти у детей младшего школьного возраста упражнения, специально подобранные для ребенка. Причем результаты в учебе и состояние памяти во многом зависит от того, в верном ли направлении развивались основные психические функции дошкольника.

Нарушение памяти

Когда дети младшего школьного возраста начинают хуже запоминать, то причину подобных нарушений обычно ищут в ошибках при формировании психических функций или же неверном выборе направления данного процесса. Ребенку с ослабленной памятью труднее остальных дается школьная программа, обычно именно они и ведут себя плохо на уроках. Поэтому весьма эффективны на развитие памяти у детей младшего школьного возраста упражнения, которые проводятся на этапе проявления первых признаков ее ухудшения. Если подобные проблемы наблюдаются с кратковременной памятью, то школьникам сложно усвоить материал урока, а также указания учителя. В конечном итоге такие дети получают по большинству предметов плохие оценки.

Если у ребенка плохо работает память, то его нередко называют лентяем или ищут причину в отсутствии достаточной мотивации. Причем эти проблемы получают развитие, если не проводить игры на развитие памяти у младших школьников. С ухудшением зрительной памяти у ребенка можно столкнуться, когда он неверно воспринимает последовательности слов, долго учится основам чтения.

Упражнения для развития памяти младших школьников

  • Тренировка двигательной памяти

Для выполнения данного упражнения потребуется небольшая группа школьников. Один из участников, которым может быть взрослый или ребенок, должен стать кукловодом. Ему предстоит выбрать одного из детей, надеть ему на глаза повязку и провести по несложному маршруту -он может быть выбран в этом же помещении или на детской площадке. Все это время кукловод не должен производить ни звука, а лишь держать слегка его за плечи. Причем действия могут выполняться в разном порядке. Скажем, кукла может начать маршрут с трех шагов вперед, затем выполнить приседание, сделать два шага назад, после чего остановиться, поднять одну ногу и начать выполнять прыжки. По окончании упражнения повязка снимается и ребенку предлагают выполнить все то же самое по тому же маршруту.

  • Тренировка зрительной памяти

В основе данного упражнения лежит использование двух картинок: на первой представлен предмет, который ребенок мог часто видеть, на второй -та же вещь, однако у нее должно недоставать некоторых элементов. Начинается упражнение с показа ребенку картинки, которую он должен хорошенько запомнить. На это отводится 30 секунд. После этого ему дают другую картинку и предлагают перечислить то, чего здесь не хватает.

  • Тренировка слуховой и ассоциативной памяти

Данное упражнение напоминает собой больше игру. Взрослый должен составить список слов и назвать их поочередно, а ребенку после каждого слова необходимо представить, как это выглядит, какими свойствами оно обладает, что можно сделать с перечисленными предметами. Скажем, шампунь можно охарактеризовать как душистый, скользкий, способный щипать глаза.

  • Тренировка ассоциативного мышления

Суть данного упражнения сводится к перечислению взрослым группы слов, для каждого из которых ребенок должен назвать возникающие у него ассоциации. Скажем, для слова автомобиль можно подобрать такие ассоциации, как дорога, колесо, водитель и пр. Взрослый не должен оставаться в стороне, ему следует помогать ребенку придумать максимальное количество связанных с названным понятием слов.

Похожие материалы:

Развитие памяти у взрослых: упражнения, рекомендации
Для нормальной работы мозг, впрочем, как и остальные органы, необходимо регулярно тренировать. Если этого не делать, то со временем он будет хуже функционировать. Память любого из нас, невзирая на возраст, можно развить. Причем на развитие.

Как развить память и внимание у взрослого человека: факты и упражнения
Память человека сравнима с кладовой знаний. Благодаря ей у человека появляется возможность для творчества - в научной области и в художественном направлении. Именно в ней человечество хранит обширную информацию обо всем том, что с ним.

Как развить зрительную память: эффективные упражнения
На протяжении всей своей жизни человек получает из окружающего его мира большой объем разнообразной информации. Многие знают о том, что именно зрение дает нам более 80% всех сведений. Некоторые из них вскоре стираются из нашей памяти, другие.

Игры для развития памяти и внимания -средства, доступные каждому
В современных условиях каждый бизнесмен должен иметь ежедневник, который позволяет ему распланировать свой рабочий день и помогает успеть выполнить максимальное количество дел. Причем этим помощникам не под силу стать полноценной альтернативой.

Развиваем память, внимание, мышление: рекомендации, способные повысить вашу эффективность труда
С самого рождения каждый из нас нуждается в наличии хорошей памяти и внимания. Ведь для достижения успеха мы должны быть в состоянии креативно и плодотворно мыслить. Если вы твердо решили - развиваем память внимание мышление, то встает вопрос.

Игры для развития памяти

Памятью называют психологический процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения мыслей, чувств и образов воспринятых прежде явлений и предметов. Развитие памяти ребенка – залог успешной учебы в школе. Поэтому родителям следует приложить усилия и тренировать этот важный процесс. Но многие не имеют понятия о том, как развить память у ребенка. Попробуем разобраться.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста

У малышей память непроизвольная, что значит, что ребенок не ставит перед собой задачу запомнить что-то определенное. При этом интенсивность запоминания и воспроизведения довольно высоки. Для успешности тренировки памяти крохи необходимо использовать детские игры на развитие памяти.

Игра «Прятки». подходит для детей от 8 месяцев. Кто-то из близких, например, мама накидывает на голову платок и спрашивает: «Где мама?», а потом открывает накидку. Можно прятаться за кресло или шкаф.

Для малышей чуть старше можно играть в игру «Что изменилось?». Это отличное упражнение на развитие зрительной памяти. Разложите перед ребенком 5-6 игрушек. Попросите малыша внимательно осмотреть предметы, запомнить их, а также порядок расположения. Затем попросите малыша закрыть глаза, а сами уберите что-то и поменяйте предметы местами. Открыв глаза, кроха должен определить перемены.

Важны упражнения на развитие слуховой памяти. Как можно чаще рассказывайте ребенку детские стишки. Но задача малыша не только выучить их, но и нарисовать то, о чем он слышал.

Кроме того, обсуждайте с малышом, гуляя по улице, что он кушал в обед в детском саду, в чем были одеты дети, о чем была сказка, которую мама рассказывала накануне перед сном.

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста

Для развития памяти у младших школьников так можно использовать различные задания и игры.

Так, например, к играм, развивающим образную память, относится упражнение «Цифры по порядку». Взрослый произносит цифры в определенном порядке несколько раз. Ребенок старается повторить сказанное в той же последовательности.

Память у детей этого возраста более организована и сознательна. Однако наиболее развит наглядно-образный ее вид. И родителям необходимо уделить внимание развитию логической, или смысловой, памяти.

Игра «Пары слов». Взрослый называет логические пары (например, кружка – чай, тарелка – каша, ванна – мочалка и т.д.). Ребенок не только слушает, но и запоминает вторые слова пар, а потом произносит их.

Полезны будут и игры, развивающие внимание и память. Например, можно использовать спички или карандаши в игре «Повтори фигуру». Взрослый выкладывает из спичек фигуру. Ребенок смотрит на нее несколько секунд и повторяет по памяти.

Упражнения на развитие памяти подростков

Подростки могут управлять произвольным запоминанием. У них очень развита смысловая память, поскольку в нее включается мышление. Можете предложить ребенку выполнить следующие упражнения:

Упражнение 1. «Запомни 10 слов». Проговорите 10 любых слов (например, дорога, корова, лапа, яблоко, воробей, мак, ковер, нос, пиджак, самолет) и попросите подростка повторить их.

Упражнение 2. «Запомни числа». Покажите ребенку ряд случайных чисел (например, 1436900746) и дайте ему 10 секунд для запоминания. Пусть напишет или произнесет их вслух.

Упражнение 3. «Запомни слова по порядку». Приготовьте список слов с порядковыми номерами:

Умение логически мыслить - несомненный плюс в учебе и жизни ребенка. И развивать это умение можно, начиная с младенчества, с помощью интересных игр и упражнений. В нашей статье мы приведем примеры занятий, проводя которые вы разовьете у ребенка навыки логики.

Развитие мышление у ребенка - комплексная задача. Начинать заниматься с малышом можно с самых ранних лет, в игровой форме предлагая ему отвечать на заданные вопросы и решать поставленные задачи. Уделяя по несколько минут в день, вы воспитаете ребенка, который будет преуспевать и в школе, и в жизни.

Развитие речи у ребенка - непрерывный процесс, наиболее активно происходящий в раннем возрасте, когда малыш только учится говорить. Помочь ребенку овладеть навыками речи можно в домашних условиях, используя дидактические игры. В нашей статье вы найдете примеры таких занятий.

Одним из гимнастических упражнений, развивающих мышцы и координацию ребенка, является всем известное колесо. Для некоторых оно может показаться сложным, но дети с радостью учатся его выполнению. В нашей статье мы расскажем, как правильно и безопасно научить малыша делать колесо.

Упражнения на развитие внимания у младших школьников ТОП-12

Для того, чтобы ребенок был внимательным, его нужно тренировать посредством специальных упражнений, которые помогут в дальнейшем любому младшему школьнику быть сконцентрированным, усидчивым, собранным. Мы подобрали лучшие из них.

Развитие внимания у детей – одна из основных задач родителей и педагогов. Именно благодаря вниманию дети способны выбирать нужную информацию и отфильтровывать второстепенную. Это особенно важно с учетом того, что в мозг каждого ребенка поступает множество сигналов из внешнего мира, которые он должен обработать. Упражнения на развитие внимания у младших школьников нацелены на то, чтобы помоч им в восприятии учебного материала.

1. Упражнения со словами. Смысл его в том, чтобы рассказать ребенку небольшой рассказ, где вы договоритесь с ним о запрещенных словах. Например, нельзя называть тот или иной цвет, растение и т.д. Далее в рамках игры ребенку задают вопросы по рассказу, но потом внезапно задаю вопрос, ответом на который является запрещенное слово. Если ребенок внимателен и помнит те слова, которые не нужно называть, то он либо заменит это слово другим, либо кажет, что такой ответ запрещен. Это значит, что ребенок все время помнил о запрещенных словах, и даже попытки запутать его не удались.

2. Упражнение с мячом или Съедобное - несъедобное . С детьми проводится игра следующего рода: они становятся в круг и затем ребенку кидается мяч с одновременным произнесением определенного продукта питания или любого другого предмета на ваш выбор. Если это съедобно, ребенок ловит мяч и возвращает его кидающему, если же несъедобно – мяч следует отбить, но никак не ловить.

3. Упражнение «Подчеркни букву». Ребенку дается текст (небольшой фрагмент), в котором ему нужно подчеркнуть определенную букву. Например, во всем тексте нужно подчеркнуть все буквы «о». После работы с текстом нужно подсчитать количество подчеркнутых букв и не подчеркнутых, это поможет определить уровень внимания. Цель упражнения – добиться подчеркивания всех заданных букв. В дальнейшем можно постепенно увеличить длину текста. Подобного рода упражнения на развитие внимания у младших школьников особенно эффективны, т.к. за их счет еще и увеличивается техника чтения.

4. Упражнение Спрятанное слово или Угадайка . Ребенку загадывается пословица, которую он знает. Громоздкие и непонятные пословицы лучше не давать. Для того, чтобы он ее разгадал, можно называть абстрактные предложения, в которые входят содержащиеся в пословице слова. Обычно уже первые два-три предложения могут направить ребенка к верному ответу. Подобное упражнение можно проводить и со спрятанными буквами, только теперь вместо предложений называются слова со скрытой буквой.

5. Упражнение «Добавь слово». Ребенок и второй игрок (родитель, учитель, одноклассник) называю слова по очереди – города, овощи, животных. Важно запомнить очередность слов и правильно повторить их с добавлением последующего слова. Тренировать нужно с постоянным усложнением, чтобы ребенок увеличивал результат.

6. Упражнение «Перепутанные цвета». Суть такой разминуки состоит в том, что ребенку дается карточка с названиями цветов, которые изображены другим оттенком. Например, слово «синий» написано красным, «белый» - черным. Ребенку нужно назвать цвета, которыми написаны слова. При этом школьники зачастую путают смысл слова с заданием, поэтому поначалу сбиваются при выполнении задания. Их задача – внимательно смотреть на цвет и называть его, а не читать слово.

7. Упражнение на память и внимание. На стол положите несколько предметов, не связанных между собой – мячик, фломастер, карандаш, нитки, стакан, монету и т.д. Младшему школьнику достаточно от трех до пяти секунд, чтобы посмотреть на предметы и запомнить их. Дальше ребенок отворачивается и перечисляет предметы, которые он видел на столе. Не стоит расстраиваться, если не будут названы все предметы – упражнения на развитие внимания у младших школьников требуют терпения и от родителей, и от педагога. Зато после первых успехов можно усложнить задачу – добавляя количество предметов, уменьшая время.

8. Упражнение «Не собьюсь». Ребенку предлагается посчитать до тридцати с условием – вместо одной из цифр говорить вразу не собьюсь . Например, это может быть каждая третья цифра, цифры 3 и 8 (выбираются любые). Задача довольно сложная, ребенку нужно постоянно держать в памяти заданные цифры с поставленной задачей и постараться ненароком не обмолвиться.

9. Упражнение «День рождения». Несколько детей (лучше 6-8 человек) садятся в ряд и по очереди называют дату своего рождения. Последующий ребенок должен назвать все даты, которые говорили перед ним и добавить свою. За ним повторяют остальные. В этом упражнении развивается не только внимание, но и память. А вообще играть в эту игру можно не только используя дни рождения, но и любые слова, которые могут придт иигрокам в голову. Может получиться достаточно весело.

10. Упражнения на описание. Игры на развитие внимания для младших школьников особенно хорошо проводить среди группы одноклассников. Вот одно из заданий, которое лучше всего подходит для подобных коллективов. Задача состоит в том, что один из детей должен описать свой класс. Остальные одноклассники слушают его и добавляю те детали, которые он пропустил. Можно среди подробностей вспомнить количество парт в ряду, имя соседа слева через две парты, цвет книжного шкафа и т.д. Чем больше новых предметов будут добавлять дети, тем лучше.

11. Упражнение «Убери лишнее». Составьте ребенку список знакомых вещей, например, предметов из его комнаты. Предложите ему внимательно просмотреть список и убрать те вещи, которых нет в его комнате. В список можно включить абсолютно неподходящие вещи – холодильник, велосипед и т.д. Вторая группа вещей, внесенная в список, может находиться в комнате, но признаки у таких предметов следует слегка изменить. Например, вместо розового будильника напишите синий, вместо толстого альбома – тонкий и т.д. В списке должны быть перечислены и правильные предметы. Поначалу ребенок может вычеркнуть только совершенно абсурдные предметы и совсем пропустить небольшие неточности. Попросите его внимательно пересмотреть список и добейтесь правильных исключений.

12. Упражнение «Запомни последовательность». В расчерченный на клетки лист (можно использовать три на три клетки, четыре на четыре) впишите любые цифры, только не по порядку. Например, первая пишется цифра семь, потом три, потом пять и так далее. Когда весь трафарет будет заполнен, уберите его и попросите ребенка назвать очередность, в которой писались цифры.

Похожие статьи

Источники: http://prgma.ru/razvitie-pamyati-u-detej-mladshego-shkolnogo-vozrasta-uprazhneniya-pomogayushhie-spravitsya-s-rasseyannostyu/, http://womanadvice.ru/igry-dlya-razvitiya-pamyati, http://iq230.com/336-uprazhneniya-na-razvitie-vnimaniya-u-mladshih-shkolnikov-top12

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Сколько рост ребенка 2 года

Рост ребенка в 2 года Одним из далее...

Ребенок задувает свечи торте

Как научить ребенка задувать свечу Судя далее...

Большая шишка от укуса насекомого у ребенка

Шишки в области головы возникают далее...

Популярные статьи

Интересно