Главная » Упражнения для детей

Упражнения зрительной памяти детей

Картотека игр по развитию зрительной памяти у детей дошкольного возраста.

В течение 3 сек. надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, которая на это время поднимается, а затем перечислить их.

2. Запомни и найди .

Приготовьте таблицы с изображением предметов, геометрических фигур.

Покажите ребенку на 4-5 сек. карточку с изображением предметов и предложите запомнить их, чтобы затем отыскать среди других в нижней части таблицы. То же - с геометрическими фигурами. ( рис. 1)

Между запоминанием и отыскиванием изображений следует делать, паузы разной длительности (от 5 сек. до 5 мин.), причем паузы могут быть как пустыми , так и заполненными какой-либо деятельностью (например, рисованием, рассказывание стихотворения, повторением алфавита или таблицы умножения, выполнением физических упражнений и т.д.).

3. Запомни точно .

А. Приготовьте лист бумаги с 15-20 геометрическими фигурами, различными по размеру и форме (большие и маленькие круги, квадраты, треугольники, звезды снежинки и т.п.). Попросите ребенка запомнить только большие (маленькие) фигурки, только округлые фигурки и т.п. Затем найти их на другом бланке. Б. Приготовьте бланк с правильными и перевернутыми (сверху вниз, справа налево) фигурками, цифрами или буквами (более сложными будет смешанный вариант). Попросите ребенка запомнить только правильные (только перевернутые) фигурки (цифры, буквы), а затем найти и/или нарисовать их.

Время запоминания 15-20 сек. Количество запоминаемых элементов от 5 до 10.

4. Запомни и нарисуй .

Для этого задания необходимо заранее подготовить образцы для запоминания на отдельных листах бумаги (рис.2). а также лист бумаги и карандаш. Попросите ребенка внимательно посмотреть на образец и запомнить его. Затем предложите ему нарисовать по памяти эти фигурки в том же порядке. Предполагаемое время показа для первой последовательности - 2 сек. для второй 3-4 сек. для пятой 6-7 сек.

5. Восстанови порядок .

Приготовьте 5-10 игрушек (предметов), разложите в случайном порядке. Предложите ребенку запомнить их расположение (15-20 сек.). Затем он отворачивается, а психолог меняет несколько игрушек (предметов) местами. Ребенок должен восстановить все в первоначальном виде. В другом варианте эти эталоны выстраиваются в ряд; психолог меняет местами их порядок в ряд.

Это задание может выполняться, как и предыдущее, на любом материале (предмет, цветы, животные, буквы и т.д.)

6. Запомни порядок .

Дети встают полукругом; задача ведущего-ребенка - запомнить порядок расположения детей. Первый вариант - он отворачивается и называет детей по порядку; второй вариант - психолог изменяет порядок, переставляя не более 3-5 детей, а ребенок его восстанавливает.

7. Запомни позу .

Дети замирают в разных позах; ведущий внимательно их осматривает и запоминает позы детей и их одежду. Затем он выходит из комнаты, а психолог производит не более 3-5 изменений в позах и одежде детей. Задача ведущего - вернуть все в исходное положение.

8. Вспомни пару . Приготовьте бланки с фигурами для запоминания и воспроизведения (рис.3)

Объясните ребенку, как ему предстоит вспомнить фигуры. Он смотрит на 1-й бланк и старается запомнить предложенные пары изображений (фигуры и знак). Затем бланк убирается и ему предлагается 2-й бланк - для воспроизведения, на котором он должен нарисовать в пустых клетках напротив каждой фигуры соответствующую ей пару.

9. Раскрась одним цветом одинаковые фигуры .

Ребенку предлагается бланк с 7-20 геометрическими фигурами (треугольник, круг, квадрат и т.д.). Психолог предлагает ему показать круг, квадрат и т. д. а затем запомнить, что круги нужно раскрасить желтым цветом, квадраты - красным, треугольники - зеленым и т.д.

Задание можно усложнить за счет увеличения количества и разнообразия фигур и цветов, добавления признака величины (большие и маленькие круги и т.д.), вводя в материал буквы и цифры.

10. Запомни картинки .

Посмотреть 5 (6,7,8,9,10) картинок в течение 1-2 минут. Потом картинки убирают, а ребенка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.

11. Какой игрушки не хватает? .

Поставить 4-5 (6,7,8,9,10) игрушек, попросить ребенка отвернуться и убрать 1 (2,3 и т.д.) игрушку. Какой игрушки не хватает?

12. Рисуем узоры по памяти .

6 упражнений для развития зрительной памяти

Путаете малознакомых людей, потому что не помните их лиц? Не в силах удержать в голове, как пишется слово «паллиативный»? Никак не удается запечатлеть в памяти схему метро, и вы то и дело выбираете неправильный переход? Во всем повинна зрительная память!

Зрительная память ‒ важный дар, который у одних развит от природы, а у других работает с грехом пополам. Но не отчаивайтесь: как и большинство умений, она вполне поддается тренировке с помощью системы упражнений.

1. Разбивайте картинки на отдельные элементы

Часть запомнить легче, чем целое, ‒ если вам трудно запечатлеть в памяти схему или картинку, вы можете разделить ее на несколько элементов и запомнить каждый из них. Отметим, что этот принцип давно используется при обучении различным задачам, требующим зрительной памяти. Например, студенты, изучающие китайские иероглифы, обычно жалуются на то, что им никак не удается запомнить, как пишется тот или иной из них. Однако так происходит лишь до тех пор, пока они не овладеют определенным набором так называемых «ключей» и «фонетиков». Обе категории включают в себя ограниченное число графических знаков, из которых состоит большая часть китайских иероглифов. Сведя десятки тысяч иероглифов к паре сотен ключей и фонетиков, студенты начинают запоминать письменные знаки гораздо быстрей. Тот же самый принцип пригоден и для запоминания большинства предметов, имеющих стандартную структуру. Вы можете запечатлеть в голове внешний вид человека, перечислив в уме сперва категории одежды, которая в данный момент на нем, ‒ например, «куртка, джинсы, кроссовки», а затем подвергнув такому же анализу каждый предмет одежды: «кроссовки белого цвета с тремя продольными синими полосками, с серыми шнурками» и тому подобное*.

2. Решайте головоломки на внимательность

То, что кажется детской забавой, на самом деле ‒ мощная тренировка для зрительной памяти. Чем отличается расположение треугольников на чашке, из которой пьет герой картинки? Сравнивая две картинки, которые несущественно отличаются друг от друга, ваш мозг учится вниманию к деталям. Какой из предметов расположен ближе, а какой дальше? Отвечая на этот вопрос, ваш мозг тренирует способность выстраивать геометрическую перспективу. В какой последовательности шли предметы, которые требовалось запомнить? Этот тип головоломок задействует ту часть визуальной памяти, которая имеет отношение к правильному восприятию пространства и композиции**.

3. Развивайте синестезию

Как звучит это здание? А какой вкус у этого оттенка цвета? Это больше, чем просто игра: связывая визуальные элементы с теми или иными звуками, запахами, тактильными ощущениями, вы заставляете мозг создавать сложные ассоциации, которые помогут ему отыскивать в памяти нужную вам информацию. Синестезия позволяет визуальным образам глубже «укореняться» в мозгу, поскольку ее использование заставляет одни нервные структуры одной сенсорной системы активировать структуры другой. Отметим, что способности к восприятию одних и тех же предметов при помощи разных сенсорных систем давно уже используются в повседневной жизни именно для того, чтобы облегчить нам запоминание: так, большинству людей легче запомнить ветки метро по их цвету, а не официальному названию, и именно ради этого карты метро в свое время стали делать не просто цветными, а именно с одними и теми же, «традиционными» цветами для каждой ветки. Развивая синестезию, вы усиливаете и свои способности к творчеству ‒ известно, что этим талантом зачастую владеют одаренные музыканты, писатели и художники***.

4. Рисуйте неправильные орнаменты

Хуже всего запоминаются те изображения и предметы, в которых отсутствует четкая логика. Есть люди, которые прекрасно ориентируются в Нью-Йорке или Петербурге, но теряются в Москве или Мадриде из-за того, что последним городам недостает регулярной планировки. Вот еще одно упражнение, которое лучше выполнять начиная с детства ‒ уж слишком мощное влияние оно оказывает на развитие зрительной памяти. Возьмите кусок камня с неправильными узорами прожилок (вряд ли у вас под рукой окажется кусок мрамора или малахита, но можно использовать подробную фотографию этих минералов или скол обычного булыжника) и постарайтесь зарисовать его цветными карандашами на листе бумаги. Вы увидите, насколько это непростая задача: каждые две прожилки будут иметь свою форму, длину и толщину, цветовые оттенки. Придется попотеть. Когда нарисуете, уберите и оригинал, и рисунок ‒ а теперь попробуйте нарисовать поверхность камня по памяти. Не жалейте времени ‒ если первый рисунок по памяти окажется далек от совершенства, повторите упражнение еще несколько раз****.

5. Запоминайте изображения как последовательности слов

Многие люди, которых подводит визуальная память, отличаются отличной способностью к запоминанию слов. Это упражнение построено не только на уже освоенном нами умении разбивать целые изображения на элементы, но и на способности нашего мозга подменять предметы символами. Если у вас не получается запомнить лицо шапочного знакомого, постарайтесь запомнить его как словесное описание, причем максимально подробное: «У него синие, с темными точками и красными прожилками глаза. Нос у него слегка курносый, на нем видны несколько веснушек. Губы у него потрескавшиеся, красные». Вербализация позволит упаковать ускользающие от визуальной памяти детали в ящики словесных описаний. Когда вы выучите эти фразы и начнете произносить их, ваш мозг поневоле будет представлять части лица, которым соответствуют эти определения, ‒ и, как вы заметите, ему будет легче восстанавливать в памяти реальный образ лица человека, нежели придумывать абстрактные картинки под эти описания*****.

6. Чаще вспоминайте предметы и детали антуража

Мозг не запоминает детали, если вы не ставите перед ним такой задачи. Поговорив со знакомым, которого вы встретили на улице, и продолжая идти своей дорогой, попробуйте вспомнить: во что он был одет? Какие жесты делал в разговоре? Как выглядела улица за его спиной ‒ были ли там, например, скамейки, и если да, то сколько их было и как они стояли? Заставляя мозг искать ответ на эти вопросы, вы тренируете механизмы доступа к собственной памяти, а заодно внимание к деталям, поскольку мозг довольно быстро приучится при следующих случайных встречах отмечать то, как выглядит собеседник и в каких декорациях имеет место разговор с ним. Правда, следует остерегаться ложных воспоминаний ‒ вернитесь на место и проверьте: а не выдумал ли мозг какой-то элемент антуража, которой вы тщетно старались от него получить?******

*, *** Steven J. «Luck and Andrew Hollingworth. Visual Memory» (Oxford University Press, 2008).

**, ***** M. Hill, K. Hill «Visual Memory Skills: Photocopiable Activities to Improve Visual Understanding». (LDA, 2008).

**** J. Herr, T. Swim «Rhyming Books, Marble Painting, and Many Other Activities for Toddlers» (Standart, 2002).

****** D. Simons «Change Blindness and Visual Memory» (Psychology Press, 2000).

Игры и упражнения для развития памяти (старший дошкольный возраст)

Татьяна Бобкова
Игры и упражнения для развития памяти (старший дошкольный возраст)

Память лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Без нее не возможно усвоение общественного опыта, расширение связей ребенка с окружающим, не возможна и его деятельность. Чтобы развить умение быстро, точно,полно воспринимать, узнавать и воспроизводить материал в условиях нарастающего информационного бума и внедрения различных развивающих программ в современных школах, нужно в ДОУ вести целенаправленную развивающую работу.

Память ребенка следует максимально развивать в период, когда этому располагают все факторы.

Именно старшему дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем развитии памяти человека: у детей 5-6 лет уже имеется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти.

Оптимальные способы обучения нередко превосходят по своему значению роль природных способностей.

Регулярное включение игр и упражнений в занятия и свободную деятельность дошкольников позволит добиться очень неплохих результатов в развитии памяти, образного мышления,сообразительности, фантазии, смекалки.

Игры, развивающие внимание и память

Играют двое. Перед каждым игроком лежит набор пуговиц, причем наборы абсолютно одинаковые. Внутри одного набора ни одна пуговица не повторяется. Количество пуговиц из набора, используемых в игре, зависит от уровня сложности последней: чем сложнее игра, тем больше используется пуговиц. Для начала можно взять всего три пуговицы, но при этом перед играющими лежит весь набор, из которого выбираются эти пуговицы. У каждого игрока есть игровое поле, представляющее собой квадрат, разделенный на клетки. Чем сложнее игра, тем больше клеток в квадрате. Для начала можно взять игровое поле из четырех или шести клеток. Итак, игра начинается с тремя пуговицами на игровом поле из 4-6 клеток. Начинающий игру выставляет на своем поле три пуговицы из имеющегося у него набора. Второй участник игры должен посмотреть на расположение пуговиц, запомнить, где какая лежит, после чего первый накрывает свое поле листком, а второй должен выбрать из своего набора и расставить на своем поле соответствующие пуговицы. Затем выполняется правильность выполнения задания.

Игра усложняется появлением большего числа клеток на игровом поле и большего количества пуговиц.

Как правило, дети сначала не могут справиться с игрой. Им предлагается брать каждую пуговицу в руки, рассматривать, ощупывать, описывать внешний вид вслух, также вслух объяснять себе, где эта пуговица лежит. При соблюдении такого способа запоминания результат, как правило, неплохой.

Хамелеон

Взрослый рассказывает детям, кто такой хамелеон. Объясняет, что это ящерица, которая меняет окраску в зависимости от того места, где находится, чтобы ее не было заметно.

Затем ведущий начинает задавать детям вопросы, какого цвета станет хамелеон, если он будет сидеть в зеленой траве, на коричневом бревне, на черном камне, на шахматной доске и т. д. Ребята должны быстро отвечать, после чего обсуждаются правильные и неправильные ответы.

Игра проводится в виде соревнования. В начале время ответа не учитывается, важно только правильно ответить. Но затем вводится дополнительное условие, что победителем будет тот, кто быстрее всех даст правильный ответ.

Указания к проведению. Перед игрой с детьми целесообразно повторить цвета радуги и другие цветовые оттенки.

Примечание. В этой игре развивается умение ориентироваться в разных цветах (это важно, поскольку некоторые дети не знают названия цветов, умение слушать, скорость реакции и др.

Сосед, подними руку

Играющие, стоя или сидя (в зависимости от уговора, образуют круг. По жребию выбирают водящего, который встает посреди круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: «Руки!» Тот игрок, к кому обратился водящий, продолжает стоять (сидеть, не меняя положения. А оба его соседа должны поднять вверх одну руку (сосед справа – левую, а сосед слева – правую, т. е. ту руку, которая ближе к игроку, который между ними. Если кто-то из ребят ошибся, то он меняется с водящим ролями.

Играют в установленное время. Выигрывает тот ребенок, кто ни разу не был ведущим.

Правила игры. Игрок считается проигравшим даже тогда, когда он только попытался поднять не ту руку. Водящий должен останавливаться точно напротив игрока, к которому он обращается.

Сокол и лиса

Выбираются сокол и лиса. Остальные дети – соколята. Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками летательные движения (вверх, в стороны, вперед) и еще придумывает какие-нибудь более сложные движения руками. Стайка соколят бежит за соколом и следит за его движениями. Они должны точно повторять движения сокола. Неожиданно выскакивает из норы лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.

Правила игры. Лиса появляется по сигналу ведущего и ловит тех детей, кто не присел.

Игровая

Выбирают водящего. Остальные дети встают в круг, в центре которого водящий, и берутся за руки. Они водят хоровод и говорят нараспев:

У дядюшки Трифона

Было семеро детей,

Они не пили, не ели,

Друг на друга не смотрели.

Разом делали, как я!

При последних словах все начинают повторять жесты водящего. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится новым водящим.

Полярная сова и евражки

По считалке выбирают полярную сову. Остальные играющие – евражки (зверьки-грызуны). Сова находится в углу площадки или комнаты.

Под тихие ритмичные удары бубна евражки бегают по площадке, на громкий удар евражки становятся столбиком. Сова облетает евражков и того, кто пошевелится, сова уводит с собой. В заключение игры (после 3-4 повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой.

Правила игры. Громкие удары бубна не должны звучать долгое время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов.

Подвижные игры и упражнения для развития памяти у дошкольников.

Выполни движения

Цель: Развивать двигательную и зрительную память, внимание, координацию движений.

Детям, стоящим в шеренге, показывают комплекс двигательных действий и просят повторить движения в той последовательности, в которой они были показаны. Игроки, допустившие ошибку, делают шаг вперед. Выигрывают дети, не сдвинувшиеся с места.

(И. п. - основная стойка)

2)хлопок над головой;

3)руки в стороны;

Источники: http://m.b17.ru/article/games_visual_memory/, http://www.psychologies.ru/psychotherapy/self-development/6-uprajneniy-dlya-razvitiya-zritelnoy-pamyati/, http://www.maam.ru/detskijsad/igry-i-uprazhnenija-dlja-razvitija-pamjati-starshii-doshkolnyi-vozrast.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Препараты поднятия аппетита детей

Проблема отсутствия аппетита далее...

Проектная деятельность детьми нарушениями развития

Проектная деятельность как далее...

Цедекс суспензия для детей инструкция

Беседка Прописали Цефикс - инструкция далее...

Популярные статьи

Интересно